Вероника Кузнецова
Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова В. А.
МБДОУ Детский сад № 27 «Садко»
С техникой эбру я познакомилась три года назад и поняла, что мои воспитанники непременно должны познакомиться с живописью на воде. Опыт работы с детьми в технике эбру на тот момент в России не был распространен, но дошкольники, с которыми я начала использовать эту технику, с первого дня занятий приняли и полюбили акваанимацию.
Публикация «Из опыта работы с детьми с особыми потребностями по использованию техники эбру» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Первый год наблюдений за процессом рисования привел к разработке рабочей программы и, далее, в последующие два года, к ее апробации на базе МБДОУ Детский сад №27 “Садко” г. Смоленска.
Был сделан вывод о том, что эбру необходимо использовать на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с особыми потребностями. При этом формы и варианты эбру-терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать воспитанника, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Можно использовать эбру и в качестве психопрофилактического, развивающего средства.. [1]
Являясь педагогом-психологом, тренером правополушарного рисования, могу смело утверждать, что применение эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности адаптации к детскому коллективу, частую смену настроения, чувство страха.
Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи, скудного словарного запаса, несформированности круга представлений об окружающей действительности. Предлагаемая техника может оказаться им полезной, так как невербальная экспрессия с использованием многообразия цветов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Согласно нашим наблюдениям, эбру - эффективный посредник для установления контакта с ребенком. Например, если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в такой технике рисования все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть его актуальный внутренний мир.
Эбру называют правополушарным рисованием [2], так как в процессе рисования на воде каждый проявляет индивидуальность, с помощью акваанимации упрощается творческий процесс.
В последнее время эбру, постепенно, становится рабочим инструментом арт-терапии, применимым даже для тех, кто не умеет рисовать. [3] Действительно, данная техника - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов, развивающая мелкую моторику, улучшающая память, пластику движений и, в итоге, работу мозга.
Как минимум, эбру даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. А ведь именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. В плане работы с детьми дошкольного возраста важно, что с помощью техники эбру легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться. Более того, имеются данные о том, что если попросить человека удерживать внутреннее внимание на определенной мышце и одновременно наблюдать за рисунком - расслабляется именно эта мышца.
На основе практического опыта работы можно отметить тот факт, что концентрация внимания на занятиях эбру у детей возрастает в разы. Дети с особыми потребностями в процессе рисования намного быстрее и лучше усваивают материал. Рисунки, которые получаются в результате использования техники эбру, можно многократно использовать для понимания того, что происходит с ребёнком в сложные для него моменты, а также как ресурс для того, чтобы с ними справиться. При этом решение указанных задач зависит от того, какое задание было дано во время рисования.
В заключении хочется отметить такое важное направление в использовании техники эбру, как коррекция детских страхов: дети легче приступают к изображению своих переживаний, выплёскивают негативные эмоции с помощью цвета, проговаривают свои чувства и эмоции.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время проблема использования акваанимации как средства арт-терапии малоизучена, на основе отдельных эмпирических данных и наших наблюдений можно предположить, что эбру - это важный и полезный подход для работы с альтернативно одаренными детьми и взрослыми.
Источники:
1. Танцующие краски (рисование на воде). Власова И. Т. Обруч, №4, с 28
2. https://risuyu.com/pravopolusharnoe-risovanie/время обращения 15.12.2015, 21.15
3.https://mk-turkey.ru/culture/2015/05/20/blagotvoritelnaya-yarmarka-ot-turecko-russkogo-kulturnogo-centra.html время обращения 05.04.2016,19.10