Козлова Наталья
Опыт работы «Формирование связной речи с использованием занимательных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя «Формирование связной речи с использованием занимательных игр».
Воспитатель: Козлова Наталья Юрьевна
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широким кругом педагогических работников : воспитателям, узким специалистам, психологам.
Публикация «Опыт работы „Формирование связной речи с использованием занимательных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание людей Связная речь включает в себя развитие двух форм речи - диалогической и монологической.
Диалогическая речь: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря и от того насколько он овладел грамматическим строем речи. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.
Монологическая речь: рассказ - это связное развёрнутое изложение какого – либо факта. Пересказ - воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.
Для развития речи, необходимо развивать: мышление, память, внимание, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.
В дошкольном возрасте детей так же учат самих составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должна проявляться самостоятельность и творческая активность.
Работая с детьми, я заметила, что:
1. Дети мало задают вопросы товарищам и воспитателю;
2. Отвечают на поставленный вопрос, кратко не объясняя ответа;
3. Не умеют составлять описательные, творческие и коллективные рассказы;
4. Не умеют логически без пропусков пересказать содержание только что прочитанной сказки;
5. У детей слабо развито воображение, внимание, память, мелкая моторика, творческое мышление;
6. Родители мало уделяют внимания речи детей. У отдельных родителей вообще отсутствует желание заниматься с детьми.
В силу этих и других причин считаю очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их и превратить непосильный труд в самый любимый и доступный вид деятельности - ИГРУ.
Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!»Здесь даже не надо быть психологом, что бы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие – то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.
Для решения этих проблем я поставила перед собой следующие задачи:
1. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес к речевой деятельности у воспитанников;
2. Обогащение и активизация словаря;
3. Формирование грамматического строя речи;
4. Развитие образной и лексической стороны речи;
5. Развитие интонационной и звуковой культуры речи;
6. Развитие воображения, внимания, памяти, творческого мышления, мелкой моторики;
7. Вызвать у родителей интерес к связной речи детей.
Основной формой работы с детьми считаю занимательные игры, но так же успешно решать поставленные задачи мне помогает:
Проведение диагностики.
Отбор художественной литературы.
Созданная в группе богатая развивающая среда.
Использование наглядного материала (дид. Игры, серии сюжетных картинок, схемы, карточки, плакаты)
Большое значение для развития навыков самостоятельной речи, я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок. Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их
активного использования. В ходе работы над рассказами по серии сюжетных картинок дети овладевают навыками диалогической речи.
Обучая детей составлению описательных рассказов я использую схемы.
Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов, зрительный план делает рассказ чётким, связным, полным и последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.
Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра.
При использовании театра так же развивается мышление, воображение, мелкая моторика.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. (игры для развития мелкой моторики).
Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Для развития памяти, мышления, внимания, речи использую копилку речевого материала, в которую входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, альбомы для работы над звукопроизношением, и т. д.)
Темматические занятия я провожу в виде игры, по типу телевизионных «КВН», «Что? Где? Когда?».
Использую занимательные игры в совместной деятельности в группе и на прогулке.
Предлагаю в самостоятельной деятельности.
Веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, рекомендаций, викторин, анкетирования, приглашаю родителей на занятия.
(Известно, что во многих детских садах не хватает наглядных пособий, дидактических игр и других необходимых средств обучения. Наш детский сад не исключение, поэтому многое приходится делать своими руками.)
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даёт свои результаты.
1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.
2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.
3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась на 50%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 10 и более предложений. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.
4. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
5. 100% детей ушли в школу с чистым и правильным звукопроизношением.
6. Родители заинтересовались речью детей и с удовольствием принимают участие в любой предложенной им деятельности.
Но на мой взгляд всё таки над развитием творческого воображения у детей следует поработать и мне хочется попробовать ввести для решения этой проблемы нетрадиционные техники рисования. Здесь будут решаться и другие задачи, такие как развитие мышления, мелкой моторики, фантазии и конечно же связная речь при описании изготовленной работы.