татьяна
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ
Проблема изучения связной речи у детей с общим недоразвитием речи остается сегодня актуальной, так как растет количество детей с этими речевыми нарушениями. Современные дети оказываются в условиях ограниченного кругозора и общения с родителями в виду их занятости на работе. Это приводит к скудному словарному запасу, несформированности коммуникативных умений, в целом снижению речевого мышления,
Публикация «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л, Б, Фесюковой» размещена в разделах
Вопрос о развитии речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня – это серьёзная научно-методическая проблема, которой уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Изучая особенности развития речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи нужно отметить, что необходимо проведение специальных коррекционных занятий по формированию умений и навыков построения связнойречи в целом и можно предположить, что формирование связной речи на основе сказок будет более эффективна так как сказки наиболее простыми в изложении и обладают яркостью и красочностью, что позволяет легко их запомнить.
В последние годы широкое распространение получила методика работы со сказкой, предложенная Л. Б. Фесюковой, использование которой способствует развитию образного и логического мышления ребенка, его творческих способностей, формирует последовательную диалогическую и монологическую речь на основе сказок.
Цель – использование сказок в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
2. Изучить специальную и общую литературу по проблеме формирования связной монологической речи с ОНР III уровня.
3. Выявить уровень сформированности монологических высказываний у детей.
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов.
5. Сформировать навыки монологических высказываний у детей дошкольного возраста с ОНР.
6. Определить эффективность коррекционно-педагогической работы.
7. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Эксперимент проводился с детьми 2 раза в неделю по 20-30 минут.
В целях формирования связной речи дошкольников были проведены логопедические занятия с картинным материалом, включавшие в себя составление рассказов по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие действия. Использовались серии картинок по сюжетам Н. Радлова («Зонтик», «Тигр и зайчики»).
На следующем этапе дети учились пересказу с использованием опорных сигналов. С этой целью нами использовалась русская народнаясказка «Проказы старухи Зимы» в обработке К. Д. Ушинского. Особенность этой сказки заключается в том, что в тексте присутствуют повторяющиеся сюжетные моменты, события развивались в логической последовательности, главный герой, вступает во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.
На этапе обучения детей самостоятельному пересказыванию работа строилась следующим образом.
Первое занятие включало в себя организационную часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста («языковой» и «содержательный»).
На следующем этапе проводилась беседа по содержанию сказки в вопросно-ответной форме : Куда пошла девочка? и т. д
Второе логопедическое занятие по пересказу началось с повторного чтения текста с установкой на пересказ, после чего дети приступили к его составлению.
Первоначально детям давалось задание пересказа по одному фрагменту сказки; затем через несколько занятий постепенно они переходили к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом.
Далее детям рассказывалась русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Целью занятия было ознакомление детей с композицией сказки, с ее выразительными средствами.
Следующий этап формирующего эксперимента включал в себя обучение пересказу с элементами творчества. На данном этапе нами использовалась методика Л. Б. Фесюковой.
В целях формирования навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества автор предлагает использовать следующие виды работы: составление сказки по аналогии, придумывание продолжения (окончания) к сказке, составление сказки по набору игрушек, сочинение сказки по нескольким опорным словам, придумывание сказки на заданную тему и др.
В ходе эксперимента нами учитывалась необходимость подготовительной работы к обучению детей сочинению сказок. Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями.
Развитию речи способствовало использование приема «Придумай название сказке», когда детям предлагалось придумывать новые названия известных сказок, не искажая идеи произведения. Дети с удовольствием придумывали новые названия известных им сказок.
Формируя у детей выразительность речи, чуткость к слову, мы предлагали им найти ласковые, сказочные, грустные слова, характеризуя персонажей сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Дети с удовольствием сочиняли длинное и в то же время самое смешное слово, характеризующее сказочных персонажей. Так, они охарактеризовали медведя неповоротливо-бестолковым, лису длиннохвостая.
У детей появился интерес к составлению сказок, и на следующем этапе мы предлагали им придумать сюжет новой сказки и рассказать ее. Например: встретились Дюймовочка и Красная Шапочка, и пошли к бабушке, а по дороге они встретили…
Также нами использовался прием «Сказка наизнанку». Например, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка – злой.
Л. Б. Фесюковой предлагаются различные приемы работы с детьми по составлению сказок. Некоторые из них оказались особенно эффективными в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Дети с интересом придумывали сказки с экстремальными ситуациями, требующими различных вариантов «спасательных» решений. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Анализируя сказки детей, мы обращали их внимание на необходимость соблюдать последовательность, четкость изложения, выразительность речи.
В конце был проведен праздник сказки. Дети вспомнили известные им русские народные сказки, назвали их персонажей.
Эксперимент позволил наблюдать изменения в связной речи детей с позитивной стороны. Дети стали следить за своей речью, их высказывания стали более развернутыми, повысилась правильность речи, точность в выборе средств выразительности. В пересказе у большинства детей полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Расширилось употребление языковых средств в соответствии с текстом произведения. Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению пересказу элементов методики Л. Б. Фесюковой значительно способствовало развитию связной речи и творческих возможностей детей. Положительные результаты обучения детей связной речи и пересказу свидетельствуют о правильности выбора методов и форм работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М. ,1991. - 300 с.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М. : ACT : Астрель: Транзит книга, 2006. – 158 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5-е изд. - М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] : учебник для вузов. Специальная литература /Л. С. Выготский. - СПб. : Лань., 2003. – 656 с.
5. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - С. 13-24.
6. Глухов, В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М., 1998.- 320 с.
7. Глухов, В. П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. – 1989. -N1.- С. 17-21.
8. Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Н. В. Ёлкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. -