Вашета Елена
Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приёмов мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приемов мнемотехники.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст. Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий и предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуации.
Публикация «Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приёмов мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
3. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно построить монолог при пересказе сказки.
4. Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи.
Учитывая, что в настоящее время воспитанники перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Основные направления в работе:
1. Учить пересказывать сказки при помощи мнемотаблицы. Формирование умения детей составлять связный рассказ.
2. Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
3. Развивать диалогическую речь детей.
4. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Сентябрь
Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.
Октябрь
Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»
Тема: Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Задачи:
Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука – а-.
Ноябрь
Тема: Пересказ сказки «Лисичка – сестричка и волк»
Задачи: Формировать способность пересказывать сказку, используя мнемотаблицы. Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Тема: Пересказ сказки «Два жадных медвежонка»
Задачи: Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице; развивать связную речь; развивать память, внимание, воображение;
Декабрь
Тема: Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы.
Задачи: Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь;
Формировать умение отвечать на вопросы; развитие диалогической речи;
Развивать умение следить за развитием действий; развивать мышление, воображение; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Тема: Пересказ «Рукадельница и ленивица»
Задачи: Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов.
Январь
Тема: Рассказывание сказки «Зимовье зверей»
Задачи: Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
Февраль
Тема: Пересказ словацкой народной сказки "У Солнышка в гостях".
Задачи: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и кратко пересказывать сказку; закрепление чёткой и правильной артикуляции звуков (у)и (Ш.); воспитывать интерес к народным сказкам, желание импровизировать. Формировать умение выражать эмоциональное отношение к сказке через создание образа солнышка.
Тема: Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Задачи: Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Март
Тема: Пересказ сказки «Айболит»
Задачи: Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.
Апрель
Тема: Рассказывание сказки «Серая шейка»
Задачи: Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.
Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
Задачи: Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.
Май
Проведение диагностического обследования с целью выявления у детей уровней развития речи. Обработка и анализ данных диагностического обследования.
Работа с родителями:
Сентябрь
Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.
Октябрь
Папка - передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
Цель: Знакомство родителей с содержанием и методами развития речи детей в ДОУ.
Ноябрь
Консультация для родителей «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехники».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Декабрь
Консультация «Развитие речи детей старшего возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.
Цель: Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.
Январь
Консультация для родителей «Пересказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехник».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Февраль
Папка – передвижка «Уровень развития речи детей 5-6 лет».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Март
Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг.
Цель: Привлечение родителей к работе с детьми по изготовлению любимых сказок.
Апрель
Консультация для родителей «Рассказ. Учим детей составлять рассказ с помощью приемов мнемотехники».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Май
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».
Выступление на педсовете ДОУ.
Цель: Обучение педагогов приёмам и методам развития речи с помощью приемов мнемотехники.
Отчёт по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.