Папки-передвижки

Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»

Anna Belaya
Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Цель:

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области современных педагогических технологий (прием мнемотехники)

Задачи:

1. познакомить педагогов с технологией мнемотехники;

Темочки:

2. оказать информационную и методическую поддержку воспитателям дошкольных организаций по данной теме;

3. обобщить, распространить практические рекомендации по данной проблеме.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В своей практике отмечаю, что у детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).

В решении этой задачи мне помогают приемы мнемотехники.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания)

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

• кодирование в образы,

• запоминание (соединение двух образов,

• запоминание последовательности,

• закрепление в памяти.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения С. Маршака «Апрель» (вызвать желающих на мастер-класс)

Послушайте его:

На дворе звенит капель,

по полям бежит ручей,

на дорогах лужи. Скоро выйдут

муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь

лесной валежник. Стали птицы

песни петь и засцвел подснежник.

Вопросы: Какое время года описал С. Маршак в своем стихотворении? Какой месяц? Какие слова в тексте были непонятными и сложными?

Обсудить непонятные слова: валежник, пробирается, стужа.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– Что мы можем нарисовать к этому слову

Следующее слово – …. И т. д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. Послушайте стихотворение еще раз и сравните его со своими рисунками. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение. Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Прежде чем, перейти к мнемотаблицам я рекомендую использовать мнемоквадраты и мнемодорожки.

Мнемоквадраты - это понятные изображения, которое обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение;

Мнемодорожки – это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений.

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Также с помощью схемы можно составить рассказ о любимой игрушке, животном, времени года.

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Рефлексия:

Раздаю каждому участнику по три воздушных шарика (бумажных) разного цвета.

- Эта корзинка сейчас пуста, я хочу чтобы она наполнилась воздушными шариками, которые отражают ваше настроение и ваше впечатление от моего мастер-класса.

Красный шарик – вам понравилось; зеленый – не понравилось; желтый понравилось, но есть замечания. А еще я прошу, когда вы будете опускать шарик в корзинку, поделиться, что вы взяли полезного для себя и что можете предложить по данному вопросу.

Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»[/b] Сценарий мастер - класса Тема: «Использование.

Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования План самообразования Тема самообразования: «Формирование связной речи среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам».

Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»
Опубликовано: 15 мая 2018 в 18:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»» (включая файлы) размещена пользователем Anna Belaya (УИ 163260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД