Anna Belaya
Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Цель:
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области современных педагогических технологий (прием мнемотехники)
Задачи:
1. познакомить педагогов с технологией мнемотехники;
Публикация «Мастер-класс „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники“» размещена в разделах
2. оказать информационную и методическую поддержку воспитателям дошкольных организаций по данной теме;
3. обобщить, распространить практические рекомендации по данной проблеме.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В своей практике отмечаю, что у детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).
В решении этой задачи мне помогают приемы мнемотехники.
Мнемоника (греч. — искусство запоминания)
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
• кодирование в образы,
• запоминание (соединение двух образов,
• запоминание последовательности,
• закрепление в памяти.
Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение.
Примером может служить всем знакомая фраза
«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.
Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения С. Маршака «Апрель» (вызвать желающих на мастер-класс)
Послушайте его:
На дворе звенит капель,
по полям бежит ручей,
на дорогах лужи. Скоро выйдут
муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь
лесной валежник. Стали птицы
песни петь и засцвел подснежник.
Вопросы: Какое время года описал С. Маршак в своем стихотворении? Какой месяц? Какие слова в тексте были непонятными и сложными?
Обсудить непонятные слова: валежник, пробирается, стужа.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– Что мы можем нарисовать к этому слову
Следующее слово – …. И т. д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. Послушайте стихотворение еще раз и сравните его со своими рисунками. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение. Вам понравилось?
Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.
– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Прежде чем, перейти к мнемотаблицам я рекомендую использовать мнемоквадраты и мнемодорожки.
Мнемоквадраты - это понятные изображения, которое обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение;
Мнемодорожки – это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений.
– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Также с помощью схемы можно составить рассказ о любимой игрушке, животном, времени года.
– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Рефлексия:
Раздаю каждому участнику по три воздушных шарика (бумажных) разного цвета.
- Эта корзинка сейчас пуста, я хочу чтобы она наполнилась воздушными шариками, которые отражают ваше настроение и ваше впечатление от моего мастер-класса.
Красный шарик – вам понравилось; зеленый – не понравилось; желтый понравилось, но есть замечания. А еще я прошу, когда вы будете опускать шарик в корзинку, поделиться, что вы взяли полезного для себя и что можете предложить по данному вопросу.
Спасибо за работу.