Наталья Букова
Педагогический опыт работы «Развитие речи детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная моя работа направлена на рассматривание способов, которые формируют речь детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО, через применение дидактических игр и использование технологии мнемотехники.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие речи детей подготовительной группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Самой важной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также в игровой деятельности.
Работая с детьми старшего возраста, я столкнулась с проблемой развития связной речи у детей. Дети испытывают трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, в умении грамматически правильно построить предложение, у детей недостаточный словарный запас.
А мне как педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Изучив теоретические источники, я определила цель своего опыта :
- создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через дидактические игры и использование мнемотаблиц.
Следуя этой цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- определение особенности формирования и развития речи дошкольников средствами игровых и современных образовательных технологий;
- выявление возможности игровой деятельности в интеграции с мнемотехникой способствовать развитию связной речи;
- проведение диагностики речевого развития дошкольников
- анализ и коррекция формирования связной речи дошкольников.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева
Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития «Будем говорить правильно» :
- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;
- изготовление дидактического пособия - игры «Солнышко речистое»;
- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;
- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.
Работа по развитию связной монологической речи осуществлялась в разных формах организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой и индивидуальной, в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служили мнемотаблицы и дидактические игры. Умения пересказа по опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при самостоятельном пересказе и составлении рассказов, проводилась индивидуальная работа в вечернее время.
Результатом моей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекло детей, превратило занятие в игру. У детей появился интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. Мнемосхемы помогли сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.
С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей.
В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.
Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей подготовительной группы. Наблюдение проводилось в период с 11 сентября 2017 по 06 марта 2018
Результаты показали положительную динамику речевого развития детей
высокий средний низкий
11.09.2017 11% 75% 14%
10.01.2018 34% 61% 5%
(06.03.2018) 45% 53% 2%
Эти показатели говорят о практической целесообразности применения дидактических игр и мнемотаблиц для формирования речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.