Ирина Иванова
Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
(РМО-2018)
СЛАЙД № 1: «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам» (РМО- 2018)
Иванова Ирина Сергеевна – воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с №411
СЛАЙД № 2 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам» размещена в разделах
Читаю: Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
СЛАЙД №3 “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
Читаю: Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Именно поэтому особое внимание уделяю методу «Мнемотехника».
СЛАЙД № 4. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Читаю: Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
В 2017 / 2018 учебном году мною был разработан и реализован проект «В гостях у сказки» с использованием приёмов мнемотехники.
Сроки реализации проекта с сентября 2017 г. по май 2018 г.
СЛАЙД № 5. Цель проекта: развитие связной речи у детей с помощью использования приемов мнемотехники.
Задачи:
1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
2. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно построить монолог при пересказе сказки.
3. Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи.
Читаю: Цель проекта: развитие связной речи у детей с помощью использования приемов мнемотехники. Задачи представлены на слайде.
СЛАЙД № 6 Проект был ориентирован на детей 4-5 лет, родителей и педагогов и состоял их трё х этапов:
1. Подготовительный - сентябрь 2017 г.
2. Основной - с октября 2017 г. по апрель 2018 г.
3. Заключительный – май 2018 г.
СЛАЙД № 7.
В сентябре, на подготовительном этапе, было проведено диагностического обследования, с целью выявления у них уровня развития речи, изучена литература по данному вопросу, а также проведены консультации для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей» и «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
СЛАЙД № 8.
С октября началась реализация основного этапа проекта, которая включала в себя подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми, изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам». Ежемесячно с детьми разбиралась сказка, подбирался и изготавливался необходимый материал.
СЛАЙД № 9 С октября по апрель, в рамках реализации проекта, с детьми были рассмотрены такие сказки, как: «Репка», «Лисичка – сестричка и волк», «Два жадных медвежонка», «Лисичка со скалочкой», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «У Солнышка в гостях», «Лиса и заяц», «Теремок»; сказки Л. Толстой «Три медведя», «Кот, петух и лиса».
СЛАЙД № 10.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов. Например: для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких животных и птиц – елка. Дети постепенно начали понимать, что значит зашифровать слово. Затем постепенно перехожу к мнемодорожкам. Кодирую сочетания слов, дети запоминают символы и воспроизводят информацию. Затем перехожу к мнемотаблицам. С детьми 4-5 лет использовала цветные мнемотаблицы, так как в памяти у ребенка быстрее остаются цветные образы.
СЛАЙД № 11.
В ходе данной работы дети постепенно начинали пересказывать сказки, используя мнемотаблицы, упражнялись в подборе определений к заданному слову, следили за развитием действий, развивая мышление и воображение.
СЛАЙД №12. + СЛАЙД №13.
Дети постепенно стали активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. При этом мы вместе пробовали создать свою схему к сказке, кодируя каждое изображения, т. е преобразовывали абстрактные символы в образы.
СЛАЙД № 14.
В процессе использования приемов мнемотехники, изменяла и совершенствовала схемы и модели. Мне хотелось придумать что-то новое, учитывая особенности развития речи именно тех детей, с которыми работаю. Опираясь на опыт работы педагогов Большовой Т. В., Васильевой Е. Е. разработала мнемотаблицы для заучивания стихотворений наизусть, составления описательных рассказов об игрушках, животных, посуде, одежде и др., а также при пересказе рассказов и сказок.
СЛАЙД № 15.
Схемы помогают детям выстраивать:
- структуру рассказа,
- его последовательность,
- лексико-грамматическую наполняемость.
СЛАЙД № 16. Работая над повышением уровня речевой активности детей в рамках реализации проекта, установила тесное сотрудничество с родителями:
• подготовила рекомендации, которые помогали родителям обогащать словарь детей, составлять рассказы, заучивать стихотворения наизусть;
• провела мастер-класс и консультации для родителей об использовании мнемотехники.
СЛАЙД № 17. На консультациях и мастер-классах информировала и привлекала родителей к работе по развитию речи детей дома.
• организовала выставку книжек – самоделок «Книга любимых сказок своими руками», изготовленные детьми вместе с родителями.
СЛАЙД № 18
В мае было проведено диагностического обследования, с целью выявления у них уровня развития речи (используя пособие Н. В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса»). На диаграмме видно наличие положительной динамики в речевом развитии детей.
СЛАЙД № 19.
В мае, на заключительном этапе реализации проекта «В гостях у сказки», была проведена консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей», где они были ознакомлены с приёмами и методами развития речи с помощью мнемотехники, кроме того итоги работы по проекту были представлены на итоговом педсовете в ДОУ.
СЛАЙД № 20.
Таким образом, систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:
расширился не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появилось желание пересказывать тексты, сказки, придумывать интересные истории;
появился интерес к заучиванию стихов и потешек, ведь это превращается в интересную игру, которая очень нравится детям;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
СЛАЙД № 21 Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
СЛАЙД № 22 Спасибо за внимание!
Изучить литературу авторов:
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Т. А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
3. Т. В. Большова «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников».
4. О. А. Новицкая «Конспекты комплексных занятий по сказкам
с детьми 4-5 лет».
5. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.