Лучший педагог года

Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР «Разноцветные сказки»

Ирина Ульянова
Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР «Разноцветные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР) «Разноцветные сказки»

Хочу представить очень интересные материалы известного автора Натальи Валентиновны Нищевой. Она написала много работ для логопедов и педагогов, но я взяла "на вооружение" вот эту методику. Вообще, область сказки сама по себе обширна, своеобразна и действенна. По крайней мере, мой опыт работы со сказкой иного не подсказывает. «Разноцветные сказки» можно применять как в младшей, так и в средней группе и получается не менее интересно с более старшими детьми.

Публикация «Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР „Разноцветные сказки“» размещена в разделах

Это цикл комплексных игровых занятий по развитию у детей речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения.

Каждое занятие проходит с погружением в цвет: группа оформляется различными атрибутами нужного цвета, одежда детей и взрослых имеет детали нужного цвета, все игры были направлены на восприятие этого цвета. Занятия сопровождаются музыкальными произведениями, способствующими релаксации (расслаблению).

Занятия завершаются «Домашним заданием», адресованным родителям. Такая дополнительная работа с ребенком необходима для закрепления знаний, полученных на занятии. Ребенок еще раз рассмотрит картинки, вспомнит очередную сказку, нарисует и раскрасит солнышко, листочек, цветок, назовет освоенные им цвета.

Данные занятия полезны всем детям - как страдающим речевыми нарушениями, так и имеющим нормальную, чистую речь.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов.

Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов

Дети с ОВЗ гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого — красный, желтый, вместо фиолетового — голубой, синий и т. п., причем перенос этот не является стойким.

Дети поступающие в группы для детей с ЗПР, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими ЗПР, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Идея: Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Направленность развития деятельности : комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).

Результат: презентация проекта в форме развлечения.

Особенности проекта:

по составу участников: детско-взрослый;

по виду: творческий;

по типу: познавательно-развивающий;

по сроку реализации: долгосрочный;

Участники проекта:

• дети;

• воспитатели;

• учитель-дефектолог;

• родители;

Цель проекта: Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать.

Задачи проекта:

• уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков, развивать связную речь, ее выразительность;

• упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.

• Закрепить знания детей о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах;

• увеличить степень участия родителей в развитии речи детей

Организация деятельности над проектом.

1. Деятельность педагогов.

• подготовка методических и дидактических материалов;

• проведение интересных занятий;

• отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;

• довести до родителей важное значение работы над цветоразличением и цветовосприятием;

2. Деятельность детей.

• участие в занятиях, заучивание стихов, загадок о различных цветах, предложенных логопедом;

• рисование на свободную тему после занятий;

• различные игры с использованием цветов;

3. Деятельность родителей.

• участие во всех мероприятиях организуемых в группе по данной теме;

• выполнение домашних заданий предложенных логопедом.

План работы в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Подготовительный этап.

1. Обсуждение проекта со старшим воспитателем;

2. Тематическое планирование;

3. Подбор сказок по тематике недели.

4. Знакомство родителей с проектом, размещение рекомендаций родителям по развитию творческих способностей детей.

5. Оформление книжного уголка.

Основной этап

1 Комплексное занятие по подгруппам «Желтая сказка»

Цели. Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание продолжительного выдоха. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе.

2 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях.

1. Загадки и стихи о желтом цвете.

2. Словесные игры «Придумай слова для желтого цвета»

3. Чтение Зиедониес И. “Жёлтая сказка”

Закрепление родителями дома

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал.

2. Пусть ребенок самостоятельно нарисует и раскрасит солнышко.

3. Помогите малышу вспомнить, какие еще предметы бывают желтыми. Пусть он проговорит: желтый лимон, желтая репка, желтые звезды и т. п.

4 Комплексное занятие по подгруппам «Зеленая сказка»

Цели. Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением. Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о зеленом цвете.

2. Словесные игры «Что на земле зеленого цвета»

Закрепление родителями дома

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился. Отработайте словосочетания : зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т. п.

2. Помогите ребенку нарисовать зеленый листик, а раскрасит его малыш самостоятельно.

Комплексное занятие по подгруппам «Красная сказка»

Цели. Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов, знания правил дорожного движения. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации слова с движе-нием. Воспитание бережного отношения к природе, элементов творчества

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о зеленом цвете.

2. Словесные игры «Самый красивый цвет»

3. Дидактические игры «Цветовое лото»

Закрепление родителями дома

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, по которой мы путешествовали сегодня ( Отрабатываем словосочетания: красный мухомор, красная земляника.)

2. Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты и овощи бывают красными.

3. Помогите ребенку сделать аппликацию красного мухомора.

Комплексное занятие по подгруппам «Синяя сказка»

Цели. Закрепление представления о синем цвете, обучение использованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее. Согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с существительными. Развитие интонационной выразительности речи, координации слова с движением, слухового внимания. Воспитание продолжительного выдоха.

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о синем цвете.

2. Словесные игры «Что на земле синего цвета»

3. Дидактические игры «Цвета»

Закрепление родителями дома

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, по которой мы путешествовали сегодня. Отрабатываем словосочетания: синее море, синяя лодочка, синий ручей, синий камешек.)

2. Помогите ребенку вспомнить, что еще бывает синим (синие сливы, синие васильки, синие подснежники).

3. Пусть ребенок сам нарисует и раскрасит синий

камешек, другие предметы синего цвета.

Комплексное занятие по подгруппам «Белая сказка»

Цели. Закрепление представления о белом цвете. Обучение согласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, ко-ординации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха. Развитие слухового внимания, элементов творческого воображения.

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о белом цвете.

2. Словесные игры «Сочини сказку про цвета»

3. Чтение Зиедониес И. «Жёлтая сказка»

Закрепление родителями дома

1. Задайте ребенку вопросы по «Белой сказке». Отрабатываем словосочетания: белый снег, белый ковер, белые шапки и т. д.)

2. Помогите ребенку сделать на темной бумаге аппликацию белого снеговика.

Комплексное занятие по подгруппам «Оранжевая сказка»

Цели. Закрепление представлений об оранжевом, красном, желтом, зеленом, синем, белом цветах; дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного оранжевый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие слухового внимания, арти-куляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, про-странственной ориентировки, темпа и ритма речи, координации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха.

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о белом цвете.

2. Словесные игры «Придумай слова для цвета»

3. Дидактические игры «Форма и цвет»

Закрепление родителями дома

1. Задайте ребенку вопросы по новой сказке. ( Отрабатываем словосочетания: оранжевые ягоды, оранжевые листья.)

2. Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты, овощи, цветы бывают оранжевыми.

3. Нарисуйте с малышом кленовый лист, пусть он сам раскрасит его.

Комплексное занятие по подгруппам «Голубая сказка»

Цели. Закрепление представлений о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного голубой с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, артикуляционной моторики. Закрепление правильной артикуляции звука С.

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о белом цвете.

2. Словесные игры «Что бывает голубого цвета»

Закрепление родителями дома

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал сегодня. ( Отрабатываем словосочетания: голубое небо,голубая речка, голубые стрекозы, голубые незабудки и т. п.)

2. Помогите ребенку нарисовать стрекозу, мяч, ведерко, незабудку. Пусть он раскрасит их голубым карандашом.

Комплексное занятие по подгруппам «Фиолетовая сказка»

Цели. Закрепление представлений о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах. Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики.

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о фиолетовом цвете.

2. Словесные игры «Что бывает фиолетового цвета?»

3. Дидактические игры «Цветовое лото»

Закрепление родителями дома

1. Задайте ребенку вопросы по «Фиолетовой сказке». ( Отрабатываем словосочетания: фиолетовая туча, фиолетовые колокольчики, фиолетовый зонт и т. п.)

2. Помогите малышу сделать аппликацию фиолетового колокольчика.

Комплексное занятие по подгруппам «Разноцветная сказка»

Цели. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.

Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях

1. Загадки и стихи о всех изученных цветах

2. Дидактические игры «Цвета»

3. «Сочини сказку про цвета»

Закрепление родителями дома

1. Побеседуйте с ребенком о новой сказке.

2. Помогите малышу сделать аппликацию радуги.

Индивидуальные консультации по возникающим вопросам по теме в течение

года по пятницам

На занятиях по лепке, рисованию, аппликации и др. учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению в течение

года Воспитатели

Заключительный этап.

1 Сказочная викторина

2 Выполнение совместно с родителями творческих работ.

3 Развлечение “Художественная мастерская”.

4 Выставка работ.

Результаты работы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию связной речи для детей дошкольного возраста «Сказки на полянке»Дидактическое пособие по развитию связной речи для детей дошкольного возраста «Сказки на полянке» Уважаемые,коллеги,хочу Вас познакомить со своим авторским пособием:"Сказки на по- лянке". Цель пособия: развитие связной речи детей дошкольного.

Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Еретина О. А Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема развития.

Из опыта работы «Влияние сказки на развитие связной речи детей» Из опыта работы. Влияние сказки на развитие связной речи детей. «Художественное творчество на основании мотивов национального – прекрасно.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации сказки «Как сорока.

Конспект ОД по речевому развитию «В гостях у сказки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3», г. Данков Конспект ОД по речевому.

Опыт работы «Развитие памяти и связной речи у детей средствами мнемотехники» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать о своей работе по самообразованию Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития.

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы на тему «Театр как средство формирования связной речи дошкольников»Опыт работы на тему «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» Актуальность Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей с ЗПР «Полевые цветы» Занятие по развитию речи в старшей группе детей с ЗПР. Тема: «Полевые цветы» Цель: уточнять знания воспитанников о цветах. Задачи: -обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР «Разноцветные сказки»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 20:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР «Разноцветные сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ульянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД