Ирина Ульянова
Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР «Разноцветные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР) «Разноцветные сказки»
Хочу представить очень интересные материалы известного автора Натальи Валентиновны Нищевой. Она написала много работ для логопедов и педагогов, но я взяла "на вооружение" вот эту методику. Вообще, область сказки сама по себе обширна, своеобразна и действенна. По крайней мере, мой опыт работы со сказкой иного не подсказывает. «Разноцветные сказки» можно применять как в младшей, так и в средней группе и получается не менее интересно с более старшими детьми.
Публикация «Опыт работы по развитию связной речи в старшей группе для детей с ЗПР „Разноцветные сказки“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Это цикл комплексных игровых занятий по развитию у детей речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения.
Каждое занятие проходит с погружением в цвет: группа оформляется различными атрибутами нужного цвета, одежда детей и взрослых имеет детали нужного цвета, все игры были направлены на восприятие этого цвета. Занятия сопровождаются музыкальными произведениями, способствующими релаксации (расслаблению).
Занятия завершаются «Домашним заданием», адресованным родителям. Такая дополнительная работа с ребенком необходима для закрепления знаний, полученных на занятии. Ребенок еще раз рассмотрит картинки, вспомнит очередную сказку, нарисует и раскрасит солнышко, листочек, цветок, назовет освоенные им цвета.
Данные занятия полезны всем детям - как страдающим речевыми нарушениями, так и имеющим нормальную, чистую речь.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов.
Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов
Дети с ОВЗ гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого — красный, желтый, вместо фиолетового — голубой, синий и т. п., причем перенос этот не является стойким.
Дети поступающие в группы для детей с ЗПР, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.
Все это говорит о том, что с детьми, страдающими ЗПР, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Идея: Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Направленность развития деятельности : комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Результат: презентация проекта в форме развлечения.
Особенности проекта:
• по составу участников: детско-взрослый;
• по виду: творческий;
• по типу: познавательно-развивающий;
• по сроку реализации: долгосрочный;
Участники проекта:
• дети;
• воспитатели;
• учитель-дефектолог;
• родители;
Цель проекта: Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать.
Задачи проекта:
• уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков, развивать связную речь, ее выразительность;
• упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.
• Закрепить знания детей о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах;
• увеличить степень участия родителей в развитии речи детей
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• подготовка методических и дидактических материалов;
• проведение интересных занятий;
• отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
• довести до родителей важное значение работы над цветоразличением и цветовосприятием;
2. Деятельность детей.
• участие в занятиях, заучивание стихов, загадок о различных цветах, предложенных логопедом;
• рисование на свободную тему после занятий;
• различные игры с использованием цветов;
3. Деятельность родителей.
• участие во всех мероприятиях организуемых в группе по данной теме;
• выполнение домашних заданий предложенных логопедом.
План работы в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)
Подготовительный этап.
1. Обсуждение проекта со старшим воспитателем;
2. Тематическое планирование;
3. Подбор сказок по тематике недели.
4. Знакомство родителей с проектом, размещение рекомендаций родителям по развитию творческих способностей детей.
5. Оформление книжного уголка.
Основной этап
1 Комплексное занятие по подгруппам «Желтая сказка»
Цели. Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание продолжительного выдоха. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе.
2 Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях.
1. Загадки и стихи о желтом цвете.
2. Словесные игры «Придумай слова для желтого цвета»
3. Чтение Зиедониес И. “Жёлтая сказка”
Закрепление родителями дома
1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал.
2. Пусть ребенок самостоятельно нарисует и раскрасит солнышко.
3. Помогите малышу вспомнить, какие еще предметы бывают желтыми. Пусть он проговорит: желтый лимон, желтая репка, желтые звезды и т. п.
4 Комплексное занятие по подгруппам «Зеленая сказка»
Цели. Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого и зеленого цветов. Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением. Воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о зеленом цвете.
2. Словесные игры «Что на земле зеленого цвета»
Закрепление родителями дома
1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился. Отработайте словосочетания : зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т. п.
2. Помогите ребенку нарисовать зеленый листик, а раскрасит его малыш самостоятельно.
Комплексное занятие по подгруппам «Красная сказка»
Цели. Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные. Обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов, знания правил дорожного движения. Развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации слова с движе-нием. Воспитание бережного отношения к природе, элементов творчества
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о зеленом цвете.
2. Словесные игры «Самый красивый цвет»
3. Дидактические игры «Цветовое лото»
Закрепление родителями дома
1. Побеседуйте с ребенком о сказке, по которой мы путешествовали сегодня ( Отрабатываем словосочетания: красный мухомор, красная земляника.)
2. Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты и овощи бывают красными.
3. Помогите ребенку сделать аппликацию красного мухомора.
Комплексное занятие по подгруппам «Синяя сказка»
Цели. Закрепление представления о синем цвете, обучение использованию в речи прилагательных синий, синяя, синие, синее. Согласование данных прилагательных в роде, числе, падеже с существительными. Развитие интонационной выразительности речи, координации слова с движением, слухового внимания. Воспитание продолжительного выдоха.
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о синем цвете.
2. Словесные игры «Что на земле синего цвета»
3. Дидактические игры «Цвета»
Закрепление родителями дома
1. Побеседуйте с ребенком о сказке, по которой мы путешествовали сегодня. Отрабатываем словосочетания: синее море, синяя лодочка, синий ручей, синий камешек.)
2. Помогите ребенку вспомнить, что еще бывает синим (синие сливы, синие васильки, синие подснежники).
3. Пусть ребенок сам нарисует и раскрасит синий
камешек, другие предметы синего цвета.
Комплексное занятие по подгруппам «Белая сказка»
Цели. Закрепление представления о белом цвете. Обучение согласованию прилагательного белый с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление умения отличать белый цвет от других цветов. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, ко-ординации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха. Развитие слухового внимания, элементов творческого воображения.
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о белом цвете.
2. Словесные игры «Сочини сказку про цвета»
3. Чтение Зиедониес И. «Жёлтая сказка»
Закрепление родителями дома
1. Задайте ребенку вопросы по «Белой сказке». Отрабатываем словосочетания: белый снег, белый ковер, белые шапки и т. д.)
2. Помогите ребенку сделать на темной бумаге аппликацию белого снеговика.
Комплексное занятие по подгруппам «Оранжевая сказка»
Цели. Закрепление представлений об оранжевом, красном, желтом, зеленом, синем, белом цветах; дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного оранжевый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие слухового внимания, арти-куляционной моторики, мелкой моторики, диалогической речи, про-странственной ориентировки, темпа и ритма речи, координации слова с движением. Воспитание длительного плавного выдоха.
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о белом цвете.
2. Словесные игры «Придумай слова для цвета»
3. Дидактические игры «Форма и цвет»
Закрепление родителями дома
1. Задайте ребенку вопросы по новой сказке. ( Отрабатываем словосочетания: оранжевые ягоды, оранжевые листья.)
2. Помогите ребенку вспомнить, какие фрукты, овощи, цветы бывают оранжевыми.
3. Нарисуйте с малышом кленовый лист, пусть он сам раскрасит его.
Комплексное занятие по подгруппам «Голубая сказка»
Цели. Закрепление представлений о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного голубой с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, артикуляционной моторики. Закрепление правильной артикуляции звука С.
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о белом цвете.
2. Словесные игры «Что бывает голубого цвета»
Закрепление родителями дома
1. Побеседуйте с ребенком о сказке, в которой он побывал сегодня. ( Отрабатываем словосочетания: голубое небо,голубая речка, голубые стрекозы, голубые незабудки и т. п.)
2. Помогите ребенку нарисовать стрекозу, мяч, ведерко, незабудку. Пусть он раскрасит их голубым карандашом.
Комплексное занятие по подгруппам «Фиолетовая сказка»
Цели. Закрепление представлений о фиолетовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах. Дифференциация данных цветов. Обучение согласованию прилагательного фиолетовый с существительными в роде, числе, падеже. Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о фиолетовом цвете.
2. Словесные игры «Что бывает фиолетового цвета?»
3. Дидактические игры «Цветовое лото»
Закрепление родителями дома
1. Задайте ребенку вопросы по «Фиолетовой сказке». ( Отрабатываем словосочетания: фиолетовая туча, фиолетовые колокольчики, фиолетовый зонт и т. п.)
2. Помогите малышу сделать аппликацию фиолетового колокольчика.
Комплексное занятие по подгруппам «Разноцветная сказка»
Цели. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.
Закрепление на вечерних подгрупповых занятиях
1. Загадки и стихи о всех изученных цветах
2. Дидактические игры «Цвета»
3. «Сочини сказку про цвета»
Закрепление родителями дома
1. Побеседуйте с ребенком о новой сказке.
2. Помогите малышу сделать аппликацию радуги.
Индивидуальные консультации по возникающим вопросам по теме в течение
года по пятницам
На занятиях по лепке, рисованию, аппликации и др. учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению в течение
года Воспитатели
Заключительный этап.
1 Сказочная викторина
2 Выполнение совместно с родителями творческих работ.
3 Развлечение “Художественная мастерская”.
4 Выставка работ.
Результаты работы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.