Наталья Романова
Исторические аспекты развития сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия прошла четыре этапа своего развития :
1. Устное народное творчество, начало которого затеряно в глубине веков, но процесс этот продолжается до сегодняшнего дня.
2. Собирание и исследование фольклора (сказок, мифов и т. п.)
3. Психотехнический этап – применение сказки как метода для психокоррекции и психодиагностики в современном мире.
4. Интегративный этап, связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии как органичной человеческому восприятию воспитательной системы.
Темочки:
В начале 19 века перед Россией остро встала проблема культуры народа. Его духовного богатства и вопрос об общественной значимости народной жизни.
Все больше исследователей стали обращаться к фольклорному наследию народа.
И. П. Сахаров одним из первых начал собирать и записывать детский фольклор. Образцы некоторых жанров он опубликовал в «Сказаниях русского народа». Это были потешки, колыбельные песенки и детские игры.
Е. А Авдеева в своих воспоминаниях «Записки и замечания о Сибири» впервые дает живые зарисовки детского быта, песенки и прибаутки, услышанные ею самой в детстве. На основе собранных записей, она создала сборник детских народных сказок. Эта книга была предназначена не только детям, но и тем, кто работает с ними. В те годы, как никогда понимали педагогическую ценность народного творчества.
М. К. Азадовский в своих работах говорил о том, что перед русской общественной мыслью стояла задача издания полного собрания памятников народного творчества.
Достигнуть решения этой задачи, удалось П. В. Киреевскому только в 30- е годы. Он сумел создать своеобразный собирательский центр и привлечь к делу собирателей русского фольклора от выдающихся современников до Гоголя и Пушкина. Это предприятие составило эпоху в истории русской фольклористики.
Новый этап собирания детского фольклора начинается с деятельности В. И. Даля (1801-1872). Начиная с 1842 года, он публиковал сборники текстов различных жанров фольклора.
Как будто через сито веков, русский народ просеял культурное достояние и оставил лишь самое ценное в народном творчестве.
Народное художественное творчество является неисчерпаемым источником нравственного и эмоционального воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, прибаутках и других жанрах народного фольклора, на протяжении многих веков продолжает воспитывать в детях гордость за талант простого, русского народа. Вызывает интерес к выразительному слову и родному языку.
В народном фольклоре имеются свои жанровые способности, которые и придают ему устойчивость и долговечность.
Устойчивость и традиционность в сказочно – художественном творчестве выражается в словесном тексте, напевах, характере исполнения, передаче произведений из поколения в поколение, как правило, без значительных изменений, по истечении долгих лет. В произведениях сохраняется определенный сюжет и герои, а так же выразительное средство их исполнения. Традиционность и устойчивость в построении произведений не мешала сказочникам рассказывать сказки ярко, живо и красочно. Казалось бы, традиционные и устойчивые выражения, но представлены они в волшебных сказках довольно разнообразно, благодаря использованию различных языковых средств, характерных для фольклора. Это и многократные повторы, и уменьшительно – ласкательные формы слов, которые относятся к различным героям, и слова близкие по звучанию, но разные по значению и т. д. \
Традиция не может не иметь своей, социально – исторической основы, она всегда обусловлена важными жизненными обстоятельствами.
Первое – народное творчество в виде сказок, зародилось еще в первобытно – общинном строе. Тогда общественные формы жизни и быт людей были довольно устойчивы. Они и определили устойчивость сказочного фольклора. Сложившаяся в то время традиция была поддержана устойчивостью форм жизни и в более поздние периоды истории. Но традиция постепенно ослаблялась, этому послужили изменения самого характера жизни людей.
Второе – в сказочных произведениях ярко отражены важнейшие особенности реальной действительности, запечатлены яркие качества людей и природы. Это можно сказать не только о сказках, которые характеризуют общечеловеческие свойства людей, их духовный мир, чувства и переживания, но и о пословицах, которые служат жизненным обобщением, сохраняются и будут сохраняться веками.
Третье – сказочное творчество довольно точно отразило народные художественные вкусы, выработанные веками, а так же воплотило в себе принципы народной эстетики. Ценно это тем, что здесь воплощены объективные законы красоты.
Четвертое – все произведения сказочного фольклора, являются значительным художественным достижением людей. Они удовлетворяют эстетические и идейные народные запросы, а так же служат важной частью духовной культуры человека на протяжении долгого времени.
Таким образом, сказки можно назвать сгустком человеческой мудрости, опыта. В сказках отображены проблемы человека, встречающиеся ему в течение всей жизни, а так же показан процесс их разрешения.
Язык сказок доступен детям. Стоит услышать: «В некотором царстве, в некотором государстве», как ребенок уносится в мир фантазии, «покинув» реальный мир. Таким образом, у дошкольников развивается воображение, что необходимо для решения его собственных проблем.
Стиль сказки тоже понятен детям и не утруждает их к логическим рассуждениям. Дошкольники не любят наставлений, а сказка не учит их напрямую. Она предлагает образы, которые незаметно для себя помогают малышу усвоить жизненно важную информацию.
Сказки ставят и помогают решать моральные проблемы. Герои в них или хорошие, или плохие. Глядя на героев, дошкольник отождествляет себя с положительными героями, т. к. они его, как правило, привлекают больше.
Таким образом, сказки прививают и поддерживают в детях добро.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между героями, который вводит ребенка в круг таких отношений, которых в реальной жизни он может не заметить.
Какое же место занимает сказка, в работе по коррекции нарушений психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия «лечение сказкой», является методом, который использует форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапию используют врачи, психологи, педагоги и все находят в этом фактор, помогающий решить профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для дошкольника – это как психологическая консультация для взрослого.
Как и коллективность, традиция свойственна не только словесному фольклору. Присуща она и другим видам народного творчества, таким как музыка, танцы и др.