Татьянина Наталья
Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.
Публикация «Теоретические аспекты проблемы развития словесного творчества у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Проблема творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. А. Н. Леонтьева, В. А. Левина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и других. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли педагоги Н. А. Ветлугина, М. М. Конина, Н. П. Сейсулина, В. А. Сухомлинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина.
Среди проблем, указывающих на влияние сказки, процесса творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сенситивным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.
Являясь частью народной педагогики, сказка имеет особое познавательное и воспитательное значение, несет в себе большой пласт текстов, обслуживающих проблемные ситуации общения или связанных с переживанием положительных чувств и эмоций. В ряде исследований авторами рассматривались вопросы использования в работе с детьми таких фольклорных жанров, как сказка - Л. М. Гурович, М. М. Конина, М. Л. Панкратова, А. Е. Шибицкая.
Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме влияния сказки на речевое творчество (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что она не возникает самапо себе, она стала прочным фундаментом для развития и становления речевого творчества дошкольников. В ее основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора Н. С. Карпинская, Н. А. Орланов а, Н. М. Пьянкова, О. С. Ушакова и другие. Особое место в сказке по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Ш. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок - цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (Л. Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие).
Интерес к сказке как результат словесного творчества в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.
Ценность процесса сочинительства сказки ребенком - в его субъективной новизне (Т. С. Комарова, Е. А. Флерина и другие, поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование, на мой взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.
Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман A.M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие). Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться. развился ложный обман A.M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие). Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.