Светлана Ганенко
Психологические аспекты психического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
В научном психологическом лексиконе существуют термины "психическое здоровье" и "психологическое здоровье". Если термин "психическое здоровье" имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин "психологическое здоровье" - относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, философского и других аспектов.
Публикация «Психологические аспекты психического здоровья детей» размещена в разделах
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаём ей рамки, нормы, ориентиры, не мы её оцениваем привычным образом: эта личность - развитая, эта - не очень, эта -на среднем уровне. Мы должны вооружать ребёнка - в соответствии с его возрастом - средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Эту же мысль высказывает А. Ф. Лосев, говоря о том, что "Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но "вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением".
Таким образом, именно психологическое здоровье детей можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Сам термин "психическое здоровье" неоднозначен, он прежде всего связывает собою две науки, две практики - медицинскую и психологическую. В энциклопедическом словаре медицинских терминов" есть термин просто "здоровье", не "психологическое здоровье". Здоровье - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Термин "психическое здоровье" употребляется в медицинской практике. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин "психическое здоровье" был введён Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе экспертов ВОЗ "Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей" сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми в семье. В то же время следует предоставлять ребёнку больше самостоятельности независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома.
Нарушения психического здоровья детей гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а так же у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определённых ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приёмом пищи и пр. Обычно нарушения носят временный характер. У некоторых детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Психологическое здоровье детей рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Предполагаемая дефиниция не очень удачна, так как, во-первых, определение явления через отсутствие каких-либо качеств не может быть продуктивным, а во-вторых, данное определение противоречит принятому ВОЗ общему определению здоровья, подчёркивающему, что здоровье - не просто отсутствие болезни, а полное физическое и духовное благополучие.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребёнка, приводящей к депривации.
Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.
Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают её и взрослые. Дети из-за недостаточности жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны взрослого.
Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал о двух составляющих психического здоровья. Во- первых, стремление людей быть "всем, чем они могут", развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. По его мнению, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к "голосу импульса", поскольку "большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т. д. " Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нём природой, а перестройка общества должна вестись путём создания для людей возможностей к их самоактуализации. И вторая составляющая психического здоровья - стремление к гуманистическим ценностям. А. Маслоу считает, что самоактуализирующейся личности присуще такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувство юмора, чувствительность к прекрасному, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству. Несколько иной, но в том же контексте развития зрелой личности, подход к решению проблемы психического здоровья мы видим у некоторых крупных учёных (В. Франкл, Ш. Бюллер и др.)
Так, В. Франкл пишет: "У каждого времени свои неврозы. Сегодня мы, по сути, имеем дело с фрустрацией потребностей экзистенциональных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты. "
Ш. Бюллер считает, что полнота, степень самоисполненности зависит от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Такая способность у Ш. Бюллер называется самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, тем вероятнее самоосуществление. Именно обладание такими жизненными целями является условием сохранения психического здоровья.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, миру его уверенности или неуверенности в себе.
Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1."Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы" под ред И. В. Дубровиной-М., 1995
2."Тринадцать диалогов по психологии" Е. Е. Соколова-М. ,1995