Юлия Демагина
Консультация «Современные аспекты развития речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое развитие дошкольника 5-6 лет»
Выполнила
Демагина Ю. С.
ГБДОУ детский сад № 94 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Воспитатель
Стандарты речевого развития детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Публикация «Консультация „Современные аспекты развития речи дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. ФГОС ДО определяет речевое развитие следующим образом : «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
Основные характеристики речи детей от 5 до 6 лет.
Словарь детей 5-6 лет.
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к концу шестого года жизни до 3000-4000. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, травы, цветы.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет.
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла — куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла — куколка). Быстро накапливается «математический» словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными (одна кукла, две куклы). Уверенно согласуют притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут быть затруднения при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).
Звуковая культура речи детей 5-6 лет.
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребё нка в возрасте пяти лет позволяет ему:
– контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
– усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
– выделять первый звук в слове, находить в слове место определённого звука, определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
– овладеть деление слова на слоги.
Речевое дыхание. Продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится прерываться по середине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В этот возрастной период, некоторые дети ещё могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков ([р] на [л], [ш] на [с], нестойкости употребления (жук жуззит).
Словопроизношение. Детям доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В этот возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
В связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ребё нок в 5-6 лет:
– способен произносить трудные звуки, речь отчётливая;
– активен в словотворчестве, словообразовании, задаёт много поисковых вопросов;
– грамотно использует все части речи;
– хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ;
– способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события;
– может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;
– улавливает в звучащем слове отдельные звуки, выделяет гласные и согласные из слога и слова;
– дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости, глухости и звонкости;
– определяет месторасположение звука в слове;
– владеет связной речью и появляются элементы монологической речи.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.
Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.
Как развивать речь в этом возрастном периоде.
Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.
Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребё нком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.
Как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребёнка мотивационной стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Рассматривая речевую деятельность, необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребёнка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения. Общение представляет собой особый вид деятельности. Языковой процесс является реализацией деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход предполагает и саму речевую деятельность.
В основе всего вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
С точки зрения нейропсихологии речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Мозговые клетки детей максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения. Важно, чтобы эта речь была правильной и красивой. Психическое развитие ребёнка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нём не малую роль играет квалифицированно организованное общение ребёнка и взрослого.
Речевая среда имеет особо важное значение в развитии ребёнка, поскольку речь ребёнка развивается интенсивно. Развитие речи ребёнка, начиная с периода новорождённости, ведётся социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать развитию речи ребёнка и, напротив, могут его тормозить.
Важное значение в процессе формирования речи ребёнка имеют психофизиологические факторы. Зрение играет огромную роль при формировании предметных значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребёнка в норме. Слух играет значительную роль в процессе формирования речи и выполняет функцию приёма и контроля речи. Без нормального функционирования слухового анализатора невозможно самостоятельное формирование речи. Чёткость и постоянство звучания членораздельной речи вырабатывается путём установления взаимосвязи и взаимоконтроля между слуховым восприятием произносимых звуков и кинестетическим ощущением движений, необходимых для их производства.
Таким образом, что бы речь ребёнка в возрасте 5-6 лет развивалась интенсивно и правильно, необходимо учитывать следующие благоприятные условия:
– продолжать развивать у детей фонематическое восприятие, ведь достаточно развитый речевой слух ребёнка даёт ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому;
– формировать потребность в общении через деятельность с предметами окружающего мира;
– обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения;
– обеспечить условия жизни и воспитания ребёнка, которые благоприятно воздействуют на речевое развитие;
– следить за правильностью, чёткостью, постоянством звучания членораздельной речи.
Причины, тормозящие развитие речи.
Как помочь ребёнку.
Нарушение речи – это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.
Причины нарушения речи. Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения.
Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к развитию нарушения речи :
• врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;
• доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;
• нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.
Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:
• проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;
• плохая подвижность языка и губ;
• задержка психологического развития, которая приводит к задержке речевого развития;
• повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области макушки);
• дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение прикуса, «волчья пасть» и так далее);
• многоязычная семья, формирующая нарушение речи;
• неграмотная речь в семье или отсутствие у родителей должного внимания к формированию речи у ребёнка.
Какие бывают нарушения речи.
Нарушение речи устной :
• Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.
• Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.
• Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.
• Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.
• Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.
• Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.
• Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.
• Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.
• Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.
Нарушение речи письменной :
Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.
Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.
Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.
Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.
Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.
Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребё нком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.
Рекомендации.
Для ребёнка нужно и важно общение с родными. Общение с воспитателями хорошо и полезно, но общение с родными, ещё никто заменить не смог. И каждый год я даю рекомендации родителям по работе над речью. Так же, совместно с логопедом мы разработали методику индивидуальной работы с семьёй каждого воспитанника — оформили папку на каждого ребёнка с полной информацией по речевому развитию и картотекой профилактических упражнений, способствующих развитию речи детей. Во время занятий в логопедическом кабинете мы приобрели определённые навыки и умения. Для того, чтобы они закрепились нужно следовать рекомендациям специалиста:
– следите за правильным произношением детей (иначе можно «потерять» недостаточно автоматизированные звуки;
– исправляйте ошибки при произношении слов сложной слоговой структуры;
– вместе с детьми читайте книжки, рассматривайте картинки, сочиняйте собственные сказки с помощью игрушек;
– обязательно следите за тем, чтобы предложения были грамматически правильно оформлены;
– используйте каждую минуту для накопления словарного запаса: во время путешествий, развивайте память ребёнка, беседуя о тех приобретённых впечатлениях,разгадывайте кроссворды, на водоёмах стройте замки из песка, рисуйте на песке (развивайте мелкую моторику рук).
«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение.
Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.
«Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.
«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.
«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.
ПОМНИТЕ!
Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни. Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.
Желаю вам успехов! С уважением воспитатель Демагина Ю. С.