Приложение МААМ

Консультация «Современные аспекты развития речи дошкольника»

Юлия Демагина
Консультация «Современные аспекты развития речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевое развитие дошкольника 5-6 лет»

Выполнила

Демагина Ю. С.

ГБДОУ детский сад № 94 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Воспитатель

Стандарты речевого развития детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Публикация «Консультация „Современные аспекты развития речи дошкольника“» размещена в разделах

Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. ФГОС ДО определяет речевое развитие следующим образом : «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.

Основные характеристики речи детей от 5 до 6 лет.

Словарь детей 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к концу шестого года жизни до 3000-4000. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения — это деревья, кустарники, травы, цветы.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла — куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла — куколка). Быстро накапливается «математический» словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными (одна кукла, две куклы). Уверенно согласуют притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут быть затруднения при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет.

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребё нка в возрасте пяти лет позволяет ему:

– контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

– усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

– выделять первый звук в слове, находить в слове место определённого звука, определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);

– овладеть деление слова на слоги.

Речевое дыхание. Продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится прерываться по середине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В этот возрастной период, некоторые дети ещё могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков ([р] на [л], [ш] на [с], нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В этот возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

В связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ребё нок в 5-6 лет:

– способен произносить трудные звуки, речь отчётливая;

– активен в словотворчестве, словообразовании, задаёт много поисковых вопросов;

– грамотно использует все части речи;

– хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ;

– способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события;

– может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;

– улавливает в звучащем слове отдельные звуки, выделяет гласные и согласные из слога и слова;

– дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости, глухости и звонкости;

– определяет месторасположение звука в слове;

– владеет связной речью и появляются элементы монологической речи.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.

Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.

Как развивать речь в этом возрастном периоде.

Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.

Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребё нком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.

Как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребёнка мотивационной стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Рассматривая речевую деятельность, необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребёнка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения. Общение представляет собой особый вид деятельности. Языковой процесс является реализацией деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход предполагает и саму речевую деятельность.

В основе всего вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

С точки зрения нейропсихологии речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Мозговые клетки детей максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения. Важно, чтобы эта речь была правильной и красивой. Психическое развитие ребёнка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нём не малую роль играет квалифицированно организованное общение ребёнка и взрослого.

Речевая среда имеет особо важное значение в развитии ребёнка, поскольку речь ребёнка развивается интенсивно. Развитие речи ребёнка, начиная с периода новорождённости, ведётся социальными факторами в виде бессознательно осуществляемых обучающих воздействий на него матери, а потом и других взрослых. Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать развитию речи ребёнка и, напротив, могут его тормозить.

Важное значение в процессе формирования речи ребёнка имеют психофизиологические факторы. Зрение играет огромную роль при формировании предметных значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребёнка в норме. Слух играет значительную роль в процессе формирования речи и выполняет функцию приёма и контроля речи. Без нормального функционирования слухового анализатора невозможно самостоятельное формирование речи. Чёткость и постоянство звучания членораздельной речи вырабатывается путём установления взаимосвязи и взаимоконтроля между слуховым восприятием произносимых звуков и кинестетическим ощущением движений, необходимых для их производства.

Таким образом, что бы речь ребёнка в возрасте 5-6 лет развивалась интенсивно и правильно, необходимо учитывать следующие благоприятные условия:

– продолжать развивать у детей фонематическое восприятие, ведь достаточно развитый речевой слух ребёнка даёт ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому;

– формировать потребность в общении через деятельность с предметами окружающего мира;

– обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения;

– обеспечить условия жизни и воспитания ребёнка, которые благоприятно воздействуют на речевое развитие;

– следить за правильностью, чёткостью, постоянством звучания членораздельной речи.

Причины, тормозящие развитие речи.

Как помочь ребёнку.

Нарушение речи – это отклонения речи от общепринятой языковой нормы определённой языковой среды, к которой относится говорящий. Нарушение речи может быть письменное и устное. Все нарушения речи возникают вследствие органических повреждений речевых отделов головного мозга, которые могут развиться по самым разным причинам.

Причины нарушения речи. Причины нарушения речи можно разделить на те, которые привели к органическим изменениям в головном мозге, и на те, которые касаются непосредственно произношения.

Причины органических нарушений головного мозга, приводящие к развитию нарушения речи :

• врождённые или приобретённые пороки нервной системы, в том числе в результате стрессов и психоэмоциональных перегрузок;

• доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга;

• нарушения кровообращения в речевых секторах головного мозга.

Причины нарушения речи, касающиеся непосредственно произношения:

• проблемы с различением звуков при отсутствии трудностей со слухом;

• плохая подвижность языка и губ;

• задержка психологического развития, которая приводит к задержке речевого развития;

• повреждение речевой зоны мозга в родах (она находится в области макушки);

• дефекты органов речи (заячья губа, короткая уздечка языка, нарушение прикуса, «волчья пасть» и так далее);

• многоязычная семья, формирующая нарушение речи;

• неграмотная речь в семье или отсутствие у родителей должного внимания к формированию речи у ребёнка.

Какие бывают нарушения речи.

Нарушение речи устной :

• Брадилалия – медленная речь из-за сложности в членораздельном произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга.

• Брадифразия – развитие медленной речи вследствие медленного мышления, которое является результатом местного заболевания головного мозга.

• Алалия – полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект.

• Тахилалия – слишком быстрое произношение речи без лексических, фонетических и грамматических дефектов.

• Дизартрия – нарушение произношения из-за ограничения подвижности органов речи вследствие нарушения их иннервации. Возникает из-за повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга.

• Заикание – это нарушения темпо-ритмического течения речи из-за судорожного статуса речевых органов. Может проявляться по-разному.

• Гнусавость – нарушение тембра голоса с искажением произношения из-за патологии носовой полости. Ринолалия – это синдром гнусавости.

• Дислалия – нарушение произношения звуков при нормальных слухе и работе речевых органов. Часто встречается в многоязычных семьях.

• Афазия – системное нарушение ранее сформировавшейся речи вследствие органических поражений речевых отделов мозга.

Нарушение речи письменной :

Дислексия – нарушение речи, характеризующееся неспособностью быстро читать из-за затруднения быстрого различения слов. Как правило, имеет неврологическую природу.

Аграфия – потеря способности к письму с сохранением координации и интеллекта. Возникает из-за поражения верхних лобных извилин задних отделов левого полушария у людей, пишущих правой рукой.

Дисграфия – сложности с овладением письмом или вообще отсутствие этой способности при сохранении интеллекта. Данная проблема никогда не бывает обособленной и всегда сочетается с другими нарушениями речи.

Алексия – нарушение или потеря способности к чтению, возникающие из-за повреждения у правши коры левого полушария в любых её отделах.

Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт мир, высказывает свои мысли и взгляды. Известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками. Ребёнок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся точнее, содержательнее и выразительнее.

Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс. Он включает в себя различные стороны овладения ребё нком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени являются условными, так как развитие каждого ребёнка протекает индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.

Рекомендации.

Для ребёнка нужно и важно общение с родными. Общение с воспитателями хорошо и полезно, но общение с родными, ещё никто заменить не смог. И каждый год я даю рекомендации родителям по работе над речью. Так же, совместно с логопедом мы разработали методику индивидуальной работы с семьёй каждого воспитанника — оформили папку на каждого ребёнка с полной информацией по речевому развитию и картотекой профилактических упражнений, способствующих развитию речи детей. Во время занятий в логопедическом кабинете мы приобрели определённые навыки и умения. Для того, чтобы они закрепились нужно следовать рекомендациям специалиста:

– следите за правильным произношением детей (иначе можно «потерять» недостаточно автоматизированные звуки;

– исправляйте ошибки при произношении слов сложной слоговой структуры;

– вместе с детьми читайте книжки, рассматривайте картинки, сочиняйте собственные сказки с помощью игрушек;

– обязательно следите за тем, чтобы предложения были грамматически правильно оформлены;

используйте каждую минуту для накопления словарного запаса: во время путешествий, развивайте память ребёнка, беседуя о тех приобретённых впечатлениях,разгадывайте кроссворды, на водоёмах стройте замки из песка, рисуйте на песке (развивайте мелкую моторику рук).

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение.

Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы — артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

ПОМНИТЕ!

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни. Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Желаю вам успехов! С уважением воспитатель Демагина Ю. С.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников на музыкальных занятиях Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений,.

Консультация «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» «Современные технологии речевого развития у детей в ДОУ» "Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Консультация для родителей «Дидактическая настольная игра — одно из средств развития речи дошкольника» Консультация для родителей «Дидактическая настольная игра – одно из средств развития речи дошкольника» Дидактическая настольная игра –.

Педсовет «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников» ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА Слайд2 «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников». Дата проведения:.

Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушением развития речи средствами детской мультипликации Пояснительная записка В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии;.

Современные аспекты подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях специального инклюзивного образования Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными.

Современные аспекты СДВГ В настоящее время «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» превратился в актуальную медико-социальную проблему, решением которой занимаются.

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста Современный ритм жизни, новые программы и технологии обучения.

Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника «Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника» Сабанина Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад №50.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современные аспекты развития речи дошкольника»
Опубликовано: 23 августа 2019 в 09:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современные аспекты развития речи дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Демагина (УИ 31436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД