Зоя Макарова
Технология сказкотерапии как средство коррекционного воздействия на детей раннего возраста с особенностями развития
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
Публикация «Технология сказкотерапии как средство коррекционного воздействия на детей раннего возраста с особенностями развития» размещена в разделах
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказки можно рассматривать по отдельно взятым детским проблемам:
- сказки для детей, которые испытывают страхи темноты или какие-либо другие виды страха
- сказки для гиперактивных детей
- сказки для агрессивных детей и т. д.
- сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Выделяется шесть видов сказок : художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
Сказка помогает воспитателю в работе с детьми. Он делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
Любое рассказывание сказки уже благотворно влияет на ребенка. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т. к. при этом воспитатель может наблюдать, что происходит в процессе чтения сказки с ребенком.
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Воспитатель для мягкого влияния на поведение ребенка подбирает определенные сказки.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные : русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто воспитатель предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Всем ли полезна сказкотерапия? Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
Технология рассказывания сказки :
-речь взрослого
-выбор времени
-взаимодействие во время сказки
Задачи сказкотерапии :
Сказка направлена на формирование речи (понимаемая, активная, памяти, расширение кругозора ребенка и эмоционального спектра.
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок.
Сказка поможет ребенку понять, что родителям небезразличны его проблемы.
Малыш сможет усвоить такое жизненное правило: «нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом».
Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
А ещё «походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!