Виктория Сабанина
Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника»
Сабанина Виктория Владимировна, педагог-психолог
ГБДОУ детский сад №50 комбинированного вида Колпинского района СПБ
Аннотация:
Публикация «Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника» размещена в разделах
Данная статья раскрывает теоретические подходы к проблеме исследовательского по-ведения дошкольника. Раскрывает понятие «исследовательское поведение», его компоненты; мотивационную основу исследовательского поведения, факторы запускающие «исследова-тельскую» мотивацию, а также причины снижения и способы поддержки и совершенствова-ния исследовательского поведения дошкольника.
Ключевые слова: исследовательское поведение, дошкольник, дошкольное образование.
Модернизация образования, мониторинг качества, утверждение стандарта образования обуславливают возросшее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросу исследовательского поведения дошкольника.
Учеными доказано, что исследовательское поведения выступает важнейшим источни-ком личностного развития и саморазвития дошкольника.
Исследовательское поведение представляет собой поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика дея-тельности человека (Большой психологический словарь). Также исследовательское поведение определяют как поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванное неопреде-ленностью (Д. Берлайн).
Изучения психологических основ исследовательского поведения требует ответа на во-прос о его истоках, о том, что побуждает дошкольника к поисковой активности, откуда берет-ся само желание исследовать окружающий мир. Исследовательское поведение, как справед-ливо утверждают ученые, является глубинной, внутренней, биологической по своей природе, потребностью психики человека. Другими словами потребность в исследовательском поведе-нии задана генетически. В основе лежит безусловный рефлекс, который И. П. Павлов назвал «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс что такое?».
Исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Оно призвано выполнять важнейшую функцию — функцию развития, которая обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению и в конечном итоге является гарантией выживания данного организма и вида в целом.
Исследовательское поведение проявляется в целом ряде различных форм деятельности
и поведения дошкольника (созерцательное наблюдение, экспериментальная деятельность, во-просно-ответные формы деятельности и т. д.). Они выступают как более конкретные формы познавательного, исследовательского взаимодействия с реальностью.
Мотивационной основой исследовательского поведения является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и знаниях.
Среди факторов, «запускающих» исследовательскую мотивацию выступают следую-щие: 1) новизна объекта или явления; 2) его сложность; 3) информационный конфликт (несо-ответствие или противоречие друг другу частей информации).
Стремление к новизне является универсальным. Объекты более высокой новизны при-влекают внимание ребенка в первую очередь и исследуются более длительно и интенсивно. Однако чрезмерная новизна может подавлять исследовательское поведение, вызывать у детей реакцию избегания и даже страх.
Помимо стремления к новизне, существует и противоположное стремление – к воспроизведению, повторению уже известного: известных ситуаций, способов действий и т. д. Это служит более прочному усвоению материала.
Второй фактор, вызывающий исследовательское поведение – сложность. Чем дина-мичнее объект, чем больше в нем воспринимаемых признаков, тем с большей вероятностью он вызывает исследовательское поведение ребенка. Но для дальнейшего развертывания ис-следования необходим оптимальный уровень сложности объекта. И слишком простые, и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности.
Третий фактор, вызывающий исследовательское поведение, – это когнитивный (позна-вательный) конфликт или противоречивость информации. Различные фрагменты информации противоречат друг другу, затрудняя однозначное опознание и анализ. Исследование направлено на поиски непротиворечивой интерпретации данных. Когнитивный конфликт особенно велик, когда отдельные части опознаются без труда, но ведут к противоположным заключениям (например, существо с головой льва и туловищем овцы трудно отнести к определенной категории).
В исследовательском поведении выделяют две взаимосвязанные подсистемы процес-сов: поиска информации (подсистема приобретения знаний об объекте); обработки посту-пающей информации (подсистема преобразования и использования знаний, которые являют-ся разными частями процесса познания и требуют различные стратегии и средства познава-тельной деятельности.
Несмотря на то, что все мы рождаемся исследователями, само исследовательское пове-дение может быть качественно разным. Различия в уровнях выраженности склонностей и развитии способностей к исследовательскому поведению связывают с двумя факторами: генотип и среда. V Определяющим на каждом этапе развития ребенка является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это — фундамент его будущих достижений. Естественно, то, что упущено на одном этапе развития, может быть либо вообще невосполни-мо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями.
К сожалению, проявления исследовательского поведения у многих детей с возрастом снижаются. Психолог А. Н. Поддьяков выделил причины снижения исследовательского пове-дения и любознательности ребенка:
• формирование глобальной личностной установки на пресечение исследователь-ского поведения и любознательности («Любопытной Варваре нос оторвали», «От любопытства кошка умерла», «Никогда не суйся туда, куда не знаешь», «Никогда не задавай лишних вопросов» ит. д.)
• формирование отрицательного отношения к экспериментированию как к дея-тельности более низкого уровня по ее эффективности, результатам по сравнению деятельно-стью «теоретической» предполагающей освоение информации с опорой на мыслительные действия и операции без внешних проб.
• формирование отрицательного отношения к проявлениям исследовательского поведения и любознательности в определенных областях («это опасно», «это неприлично», улиц определенного возраста («ты еще маленький», пола («это не для девочек», социального положения («люди твоего положения этим не должны интересоваться», к определенным формам исследовательского поведения («нельзя подслушивать, подсматривать» ит. д.).
• частные, ситуативные и временные запреты на исследовательское поведение. По мнению многих педагогов и психологов, главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская деятельность, построенная на спонтанном желании изучать окружающее.
Для поддержания и совершенствования исследовательского поведения наиболее эф-фективное средство - максимальное снижение ограничений на детские исследования. В педа-гогической психологии и педагогике есть специальный термин - "исследовательское обуче-ние". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обу-чения – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и пере-страивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Результатом исследовательского поведения дошкольника выступает не только новая информация об объектах, на которое было направлено исследование, приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта, но и познавательное и лич-ностное развитие дошкольника.
Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качест-во дошкольника, отражающее уровень его познавательного, личностного и социального раз-вития. Оно особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные правила и алгоритмы поведения оказываются малопримени-мыми. От нашего понимания феномена исследовательского поведения и отношения к нему, его стимулирования у ребенка или противодействия, зависит не только больший или меньший успех детей в познавательной и практической деятельности, но в определенной мере и вероятность их физического выживания в условиях новизны и неопределенности.
Библиографический список:
1. Богоявленская М. Е. Теоретические аспекты введения исследовательской дея-тельности для развития творческих способностей в дошкольном возрасте // Сборник материа-лов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №.3
2. Большой психологический словарь /Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинчен-ко. М., 2003. С. 388.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 2007. – 544 с.
4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского. – М. : Педагогика, 2008. – 192 с.
5. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение : стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 241 с.
6. Савенков А. И. Маленький исследователь : Как научить дошкольника приобре-тать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школь-ников // Фiзi ка: праблемы выкладання. – 2007. – № 3. – С. 14-24.
8. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. СПб. : Питер, 2004. 272 с.