Наталья Романова
«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка. Конспект открытого ООД по ОХЛ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого ООД по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка /в подготовительной к школе группе/
Цель: продолжать знакомить детей с авторскими сказками.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
- закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;
- формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы,
помочь детям давать правильную оценку главному персонажу;
обогащать словарь, развивать речь;
- способствовать развитию диалогической речи;
- формировать умение отчётливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
Развивающие:
- способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности;
- развивать воображение, фантазию, мышление, умение инсценировать фрагменты сказок,
-совершенствовать артистические навыки детей.
- формировать умение детей передавать образ героев сказки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественной литературе,
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, инициативу.
Предварительная работа: беседы по сказкам – «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры, отгадывание загадок.
Оборудование: портрет писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, сборник «Аленушкины сказки», иллюстрации к сказке, посылка, колокольчик, маски и костюмы зайчиков, волка.
Ход ООД:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Доброе утро всем нашим гостям!
Ребята, присаживайтесь на стульчики, ножки вместе, спинки держим прямо. Давайте повторим, как нужно вести себя на занятии:
На занятии будьте старательными
Будьте спокойными и внимательными.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова
«Обращение писателя к читателям»
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Как вы думаете, кто пишет книги? (Писатели.)
- Какие книги они пишут? (Сказки, рассказы, стихи, басни.)
- Ребята, а что такое сказка? (Это выдуманная история со счастливым концом).
- Какие бывают сказки? (Авторские, народные.)
- Про кого бывают сказки? (Про животных и волшебные сказки.)
- Что такое рассказ? (Это история, которая может происходить на самом деле).
- Что такое стихотворение? (Это рассказ, написанный с помощью рифмы, в поэтической форме).
- Ребята, сегодня утром я встретила почтальона, который передал мне посылку для детей подготовительной группы. Давайте посмотрим от кого она. Да это же посылка из сказочного леса от дружных и смелых лесных жителей. (Открываю посылку, достаю книгу сказок).
- Это книга сказок. Как вы думаете, зачем лесные жители прислали нам книгу сказок? Ответы детей.
- Посмотрите, здесь есть загадка. О ком она?
Прыг-скок, трусишка,
Хвост коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глазки с косинкой,
Одежда в два цвета –
На зиму и лето. (заяц)
- Назовите сказки, в которых одним из героев является заяц?
(«Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Заяц –хваста», и др.)
- Какой заяц в этих сказках? Как о нем можно сказать?
(Слабый, маленький, трусливый, пугливый)
Сегодня, мы познакомимся с творчеством известного писателя - Дмитрия Наркисовича Мамина–Сибиряка. Он написал сборник сказок, который называется «Аленушкины сказки». Это была любимая книга автора, потому он писал её для своей больной дочери Аленушки. Дмитрий Наркисович растил и воспитывал ее один, без матери и сочинял для нее сказки.
- Сегодня вы познакомитесь с новой сказкой, в которой заяц является главным героем. Она называется «Сказка, про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Чтение сказки. Рассматривание иллюстраций.
- Вот и закончилась сказка. Мы с вами немного засиделись. Давайте, как зайчата поиграем.
Физминутка. Игра «Зайчата»
Дети встают в круг, держась за руки идут по кругу, проговаривая слова:
Скачут, скачут по лесочку
Зайчата – серые комочки.
Прыг – скок, прыг – скок
Заяц прыгнул на пенек.
Дети останавливаются, поворачиваются в круг. Выполняют движения в соответствии с текстом:
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку:
Раз – шагаем все на месте.
Два – руками машем вместе.
Три – присели, дружно встали
И за ушком почесали.
На четыре до земли наклонились,
Наклонились, выпрямились.
Пять – прогнулись, потянулись.
Шесть – все встали снова в ряд,
Зашагали, как отряд.
Беседа по содержанию текста.
- Каким изображён заяц в начале сказки? (маленьким, трусливым)
Как об этом говорится?. (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки)
-Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят?
(Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»)
-Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится? (Он вырос большой и вдруг надоело ему бояться. Он хотел выделиться, чтобы его другие зайцы зауважали.).
-Как к этому заявлению отнеслись другие зайцы? (Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого).
- Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься)
- Как хвастался заяц?
(И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
- Да что тут говорить! Ежели мне попадётся волк, так я его съем…
- Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.)
- Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?(Ответы детей)
- Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?
(Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).
- Что обозначает слово хвастать? (Ответы детей)
Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду.
- Почему волк решил съесть именно этого зайца?
(Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)
- Что случилось с зайцем, когда он увидел волка?
(Язык у хвастуна точно примёрз.)
- Как заяц убегал от волка? (Задал такого стрекача. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
- Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»? (Ответы детей)
Дать (или задать) стрекача — стремительно убежать (фразеологизм)
Упасть замертво – упасть от сильной усталости, свалиться без сил.
- Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?
(Оно дано ему ошибочно, т. к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)
- Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем?
(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.)
- Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?
(В начале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый)
-Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи по-другому» .
«Душа в пятки ушла» - очень сильно испугался
«Задал стрекача» - очень быстро, стремительно побежал
«Гонится по пятам» - догоняет, уже очень близко
«Выбился из сил» - очень устал бежать, нет больше сил
«Замертво свалился под куст» - не мог больше двигаться, упал и лежал - не шевелясь, как мертвый.
- Ребята, теперь давайте составим предложения с этими выражениями. (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробочка, а в ней маски и костюмы зайца волка.
Давайте произнесем вместе со мной волшебные слова:
«В нашей группе чудо совершается.
Дети в сказочников превращаются»
Инсценировка.
- Какие вы молодцы. Настоящие артисты!.
- Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:
«В нашей группе чудо совершается -
Сказочники в обычных детей превращаются»
Итог.
В. Как называется сказка, которую мы с вами читали?
Кто написал эту сказку?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам показалось сегодня самым интересным?
- Что было сложным?