Татьяна Круть
Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
на тему «Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 218» Заводского района г. Саратова
Старший воспитатель Круть Татьяна Викторовна
Публикация «Психологические аспекты преемственности дошкольного и начального образования» размещена в разделах
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт из-за смены социальной позиции. Поэтому между такими типами образовательных учреждений, как ДОУ и школа, должна существовать преемственность.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требование школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, когда пройденное осмысливается уже на более высоком уровне. Организация учебно – воспитательного процесса в школе должна проходить с учетом дошкольного понятийного операционного уровня развития ребенка.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование навыков социального поведения.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:
• Преемственность в содержании обучения и воспитания;
• Преемственность в формах и методах образовательной работы;
• Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Ребенок, поступающий в ДОУ, привыкает к определенному режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в расположении игрушек, вещей, пособий, усваивает навыки самообслуживания и гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребенка, смены уже сформировавшихся стереотипов. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные умения, навыки и знания составляют необходимый фундамент, на котором строится дальнейшее воспитание и обучение. Готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.
Таким образом, перед администрацией ДОУ и школы должна вставать задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого нужно составить план мероприятий преемственности ДОУ и школы.
№ п/п Мероприятия Цель мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1. Оформление на сайте ДОУ и школы
«Для вас родители, будущих первоклассников» : Информирование родителей о подготовке к школе
В течение года Завуч, старший воспитатель
2. Праздник “1 сентября – День Знаний”. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником. Сентябрь Завуч, старший воспитатель, учителя начальных классов воспитатели
3. Взаимопосещение воспитателями уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов занятий в детских садах. Познакомить воспитателей с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.
Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду.
Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. В течение года Завуч, старший воспитатель, учителя начальных классов воспитатели
4. Участие в вебинаре «Подготовка детей к школе» Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению сентябрь Старший воспитатель, воспитатели
Учителя начальных классов
5. «Забавные поделки» - из природного материала Дети ДОУ и школы обмениваются поделками октябрь
Старший воспитатель, воспитатели, учителя начальных классов
6.
Семинар-практикум «Адаптация детей к школе» Привлечь воспитателей и учителей начальной школы к взаимоподдержке ноябрь Педагоги ДОУ и ОУ
7. «Мастерская Деда Мороза» выставка поделок Выставка в школе и ДОУ Декабрь Учитель начальных классов, воспитатели
8. Газета «Осторожно лед!» Выставка газеты в школе и ДОУ январь Родители, педагоги
9. «День открытых дверей» Обмен опытом педагогов ДОУ и школы февраль Руководитель ОУ
Учитель начальных классов воспитатели
10.
Методическая копилка Создание информационных стендов в ДОУ и школе по подготовке детей к школе март Учителя начальной школы
Воспитатели
11. Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” Выявить творческий потенциал детей дошкольного и школьного возраста. Апрель Учитель начальной школы
Воспитатели
Педагоги детского сада и школы должны иметь реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. Воспитатели ДОУ и учителя начальной школы первой ступени должны быть объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по – настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.