Наталья Бычкова
Современные аспекты СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» превратился в актуальную медико-социальную проблему, решением которой занимаются педиатры, неврологи, клинические фармакологи, психиатры, психотерапевты, психологи и педагоги.
Проявляется СДВГ двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения, расстройством внимания, а также лёгкой недостаточностью координации движений и нарушением мелкой моторики.
Публикация «Современные аспекты СДВГ» размещена в разделах
Как проявляется невнимательность? Ребёнок не способен выполнять задания без ошибок, не может сосредоточиться на деталях, не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь; не доводит работу до конца. При этом он несобран, неорганизован, избегает работы, требующей усидчивости, забывчив, отвлекается на пустяки.
К проявлениям гиперактивности относятся суетливость, неусидчивость; ребёнок не может играть в тихие игры и отдыхать.
Импульсивность выражается так: ребёнок выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, не может дождаться своей очереди отвечать, выскакивает вперёд, даже если не знает ответа.
Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью.
Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности и комбинированный тип, который является самым распространенным.
Первые проявления СДВГ приблизительно у 20% детей возникают до 5 лет, в возрасте 5-6 лет –примерно у 40% детей, дебют СДВГ в 7-летнем возрасте, вскоре после поступления в школу, наблюдается у 40% детей.
Среди мальчиков СДВГ встречается в 4-5 раз чаще по сравнению с девочками, что может быть обусловлено более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патологическим воздействиям во время беременности и родов.
В настоящее время существуют ряд концепций, которые пытаются объяснить механизмы развития синдрома.
В качестве причин СДВГ называются ранние повреждения ЦНС во время беременности и родов. Высказывается предположение о связи родовой травмы шейных отделов позвоночника и СДВГ. Прослеживается роль генетического фактора в нескольких поколениях одной семьи и, как правило, среди родственников мужского пола. Учитывается негативное влияние внутрисемейных факторов
Нейробиологи высказывают предположение о существующем у детей с СДВГ нарушении обмена дофамина и норадреналина. Это влияет на деятельность центра контроля и торможения двигательных и эмоциональных процессов, центр программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти.
Хотя причина или причины СДВГ до сих пор достоверно не выяснены, целый ряд исследований позволяет предположить, что ведущим компонентом этого нарушения является неспособность мозга к адекватной саморегуляции. И повышенная двигательная активность служит своеобразным защитным механизмом, которое поддерживает оптимальное взаимодействие между структурами мозга.
Очень важно как можно раньше заметить первые признаки СДВГ, принять меры и провести коррекцию и лечение в раннем детском возрасте, когда процессы развития ещё не закончены, резервные возможности ЦНС ещё велики.
Детям, имеющим симптомы СДВГ, рекомендуется консультация невролога. Для подтверждения диагноза неврологом, необходимо проведение полного обследования, включающего электроэнцефалографию, УЗИ головного мозга, УЗИ шейного отдела позвоночника и т. д.
Располагая результатами полного обследования, врач получает возможность назначить грамотную терапию, которая включает медикаментозное лечение (назначение препаратов по улучшению обменных процессов в структурах головного мозга, массаж, лечебную физкультуру в режиме индивидуальных физических нагрузок (с акцентом на шейный отдел позвоночника). Эффективна и методика биологической обратной связи (БОС, с помощью которой формируется мышечный корсет шеи.
Хочется заметить, что после полного обследования у врача, только у трети пациентов симптомы СДВГ соответствуют определению ВОЗ.
Комплексный подход, включающий психологическую работу с семьёй ребёнка, педагогическую коррекцию, неврологическое наблюдение и (при необходимости медикаментозную терапию) даёт наилучший результат.
В своей практике при психологическом обследовании детей, у которых предполагается наличие СДВГ, я учитываю несколько компонентов:
-уровень развития познавательных процессов;
-эмоциональные особенности личности;
-особенности поведения дома и в детском саду;
-изучение восприятия ребёнком семейного климата.
Использую анкетирование в процессе бесед с родителями и педагогами. Рекомендую родителям консультации детского невролога. Полученная в ходе психолого-педагогического и медицинского обследования информация сопоставляется и анализируется. На её основе строится комплексная коррекционная программа, включающая медикаментозное лечение и психолого-педагогическое воздействие.
В своей работе я использую программу А. Л. Сиротюк «Развитие и коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности». В программу включен целый ряд упражнений:
-дыхательные упражнения;
-упражнения для языка и мышц челюсти;
-растяжки;
-глазодвигательные упражнения;
-перекрёстные телесные упражнения;
-телесные упражнения.
Автор выделяет несколько условий, следование которым при организации групповых занятий с детьми с СДВГ будет способствовать формированию произвольности:
-чётко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в комнате, в которой они проводятся;
-чёткое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;
-поочерёдное назначение лидером каждого ребёнка, что способствует повышению его авторитета, а следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.
Предлагаю ознакомиться с упражнениями из первого занятия программы.
1. Растяжка «Половинка».
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И. п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела, левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела, напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
2. Дыхательное упражнение.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И. п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
3. Глазодвигательное упражнение.
И. п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
И. п. — сидя на полу.
- «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
5. Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И. п. — сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Функциональное упражнение с правилами «Костер».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками, по команде «искры полетели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком
7. Функциональное упражнение «Море волнуется…»
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, миминация импульсивности.
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура — замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.
8. Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Всё умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая.
Очень легкая; простая,
-Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно —
Расслабление приятно!
Список литературы
1. А. Ф. Тумашенко А. Ф. Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. «Ребёнок в детском саду» №1 2015г.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заменяющего онтогенеза: Учебное пособие. - М. : Генезис, 2007.
4. Габдракипова В. И., Эйдемиллер Э. Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. - М. : УЦ «Перспектива», 2009.
5. Стелла Антонова Развивающая программа «Движение тела - движение мысли».
6. А. Л. Сиротюк Программа развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
7. Г. А. Широкова Практикум для детского психолога-Ростов н/Д- Феликс,2006.