Татьяна Малютина
Использование элементов сенсорной интеграции в дистанционной коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Так актуальное сейчас дистанционное обучение, в том числе коррекционно-логопедическая работа в формате онлайн, начало формироваться еще задолго до пандемии вирусной инфекции (COVID-19). И мотивом к этому послужило отсутствие специалистов в отдаленных уголках нашей Родины, отсутствие логопедов для русскоязычных детей, проживающих за границей и желающих сохранять русский язык как родной, большая загруженность родителей, как в обычных городах, так и в мегаполисах, ускоряющийся темп жизни, растущая мобильность родителей и свободный доступ в Интернет. Особенно это проявилось в период пандемии, когда традиционная система обучения стала недоступна.
Публикация «Использование элементов сенсорной интеграции в дистанционной коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Дистанционная работа может как осуществляться в форме самостоятельного вида деятельности, так и дополнять очные занятия. Это связано с тем, что коррекционно-логопедическая работа должна носить систематический и последовательный характер, а перерывы в занятиях будут отрицательно сказываться на общей динамике развития ребенка.
В настоящее время дистанционное обучение уже рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Министерство просвещение России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ [6]. На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где размещаются обучающие материалы для педагогов и родителей. На сайте родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, то есть по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.
Кроме того, последнее время открывается много онлайн-школ по обучению детей, есть целые онлайн-службы, где родители могут подобрать себе специалиста (логопеда, дефектолога, психолога) для индивидуальных дистанционных занятий из любого уголка страны. Есть даже курсы подготовки специалистов для перехода на дистанционный формат работы, так как данный формат начинает приобретать все большую популярность.
Существуют разные формы организации дистанционной работы : это видеозаписи занятий, групповые занятия, консультации для родителей, индивидуальные занятия. Мы рассмотрим непосредственно онлайн-занятия, когда происходит живое общение ребенка с педагогом. И здесь очень много зависит от мастерства специалиста. Очень комфортно проводить занятия с детьми, у которых сформированы произвольное внимание и учебные навыки. Ребенок может самостоятельно, без помощи взрослого, заниматься, выполнять задания педагога по инструкции, отрабатывая необходимые навыки. Гораздо сложнее проводить занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, с нарушением эмоционально-волевой сферы. В этом случае родитель становится незаменимым помощником педагога, часто «его руками». В данном случае педагог уже выступает как наставник — направляет и подсказывает, а родитель отрабатывает с ребенком все необходимые навыки под чутким руководством 4 .
Работая с такой категорией нарушений, нельзя привязать ребенка к экрану, следует направить активность ребенка на реальные предметы и активное взаимодействие с ними, так как, не имея чувственного опыта, детям сложно будет понять смысл изображений и содержание занятия. И здесь следует вспомнить о методе сенсорной интеграции, который, по мнению Э. Джин Айрис, нужен всем детям, не только с особенностями в развитии, но и обычным.
«Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды… Сенсорная интеграция :
• является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге;
• организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
• наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться;
• позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся;
• формирует базу для теоретического обучения и социального поведения» [1].
Выстраивая работу по методу сенсорной интеграции, важно постараться задействовать все сферы чувств и ощущений ребенка. Здесь следует отметить, что коррекционно-логопедическая работа не должна сводиться к форме школьного обучения, когда ребенок сидит за столом и рассматривает картинки, составляет рассказы и отрабатывает навыки произношения. Очень важно подключить все сенсорные системы ребенка, научить его двигаться, согласовывая речь с движением, формируя и развития двигательную координацию, ощущения своего тела в пространстве 3. Только в случае согласованной работы всех сенсорных систем обучение чтению, письму, звукопроизношению и формированию лексико-грамматических категорий возможно с большей эффективностью.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Сенсорная интеграция развивается через игру и посредством игры. В наш век глобализации и всепоглощающего интернет-пространства дети стали меньше двигаться: компьютеры, телевизоры, игры, кружки по подготовке к школе в 5–7 лет занимают все больше времени дошкольника. Поэтому так важно пересмотреть формы взаимодействия с ребенком и включить максимальное количество двигательной активности в занятия учителя-логопеда, особенно в дистанционные. Организованные, четко структурированные занятия, насыщенные движениями и ощущениями, способны помочь ребенку преодолеть сложные речевые нарушения.
Коррекционно-логопедическая работа предусматривает различные направления деятельности, одно из которых — формирование и развитие фонематического слуха у детей, поскольку все психические виды деятельности напрямую зависят от сформированности данного фактора [5]. Закономерности формирования у детей фонематического слуха описаны Н. Х. Швачкиным, Р. Е. Левиной, Т. Визель. Работа над слуховым восприятием должна проводиться в строгой последовательности появления в онтогенезе. Т. Визель отмечает, что вначале формируется неречевой слуховой гнозис, потом речевой слуховой гнозис, а затем более сложный вид — фонематический слух [2].
Работу по становлению слухоречевого гнозиса следует начинать со знакомства с бытовыми шумами, музыкальными звуками и их распознаванием, в том числе и с закрытыми глазами. Очень важно для формирования восприятия и распознавания бытовых шумов и звуков, звуков речи опираться на другие анализаторы: зрение (увидеть предмет, осязание (потрогать и научиться самому создавать тот или иной звук). На данном этапе важно будет обострить работу одного анализатора, отключив при этом другой, компенсаторный ему. Такая работа будет являться предпосылкой дифференциации речевых звуков, сходных по звонкости-глухости: С — З, С — Ш и т. д. Здесь можно использовать разные предметы, которые найдутся дома, можно включать аудиошумы; соотносить шум и картинку; найти шум, подходящий к картинке; играть в игру «Отгадай, что шумит», когда педагог создает шум перед экраном, а ребенок определяет; можно меняться ролями, теперь ребенок извлекает шум из разных предметов, а педагог определяет и т. д. После прохождения этапа с неречевыми шумами следует переходить к звукам речи, их выделению среди других звуков и дифференциации. Далее идет работа со словом и с буквами. Гласные звуки мы поем, соотносим с разными символами: звук [а] — мама укачивает малыша, звук [у] — воет волк и т. д. При знакомстве с буквами, для предупреждения дисграфии и для лучшего закрепления образа букв можно включить в работу разные виды активности: слепить букву, нарисовать, придумать интересный образ букве, найти в волшебном мешочке, выложить из подручных средств, нарисовать на манке или муке и пр.
Кроме того, еще одним из направлений коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением речи, представляющим определенные сложности, является формирование предложно-падежных конструкций, и оно находится в прямой зависимости от сформированности пространственных представлений у ребенка. А. В. Семенович выделила три вида пространственных представлений: внутреннее пространство (пространство нашего тела, соматогнозис, схема и образ тела, внешнее пространство (то пространство, которое можно потрогать, пощупать, понюхать и пр., пространство, отраженное в речи («квазипространство», то есть умение правильно использовать предложно-падежные конструкции в речи). Нарушение пространственных представлений может не только послужить причиной неумения использовать в речи предлоги, но стать причиной диспраксии, когда ребенку сложно найти артикуляционную позу для произношения того или иного звука, сформировать нужный артикуляционный уклад 5. Поэтому в дистанционной работе следует использовать задания на развитие всех видов пространственных представлении. Так, при работе над соматогнозисом приветствуется использование различных маркеров с целью закрепления — право-лево, и различных практических заданий: возьми правой рукой, положи на левое колено и пр., пальчиковые игры и физминутки, где идет чередование право-лево. При работе над внешним пространством мы учим ребенка ориентировать в комнате с помощью игр и заданий: «Что справа (слева) от тебя?», «Повернись направо (налево, расскажи, что видишь», «Положи, куда скажу», «Пройди в заданном направлении» и др. На данном этапе ребенок активно передвигается по комнате, знакомится с окружающим его пространством, выполняя инструкцию педагога. Родитель в данном случае помогает, направляет ребенка в случае затруднений, выступает в роли «тьютора». Высший уровень данной работы — это интеграция пространственных представлений в речь, когда ребенок может сам рассказать, где находится тот или иной предмет, используя в речи предлоги.
Работая по методу сенсорной интеграции, мы учим ребенка чувствовать и понимать свое тело, развиваем координацию движении, учимся соотносить предметы и направления через собственный опыт.
Работая над речевыми нарушениями, нельзя не понимать, что только в совокупности такая работа принесет результат. Так, работая по формированию зрительного гнозиса, важно не только научить видеть предметы, запомнить их название, соотносить слово с конкретным предметом, уметь их выделять из ряда других, но и дать понимание качеств этих предметов: яблоко круглое, дом большой, улитка ползет, зайчик прыгает и т. д. на примере личного тактильного опыта.
Работая над лексико-грамматической стороной речи, опять не обойтись без чувственного тактильного опыта. Чтобы названия предметов, действий закрепились у ребенка, важно задействовать все гностические сферы: если идет знакомство с глаголами — ребенку надо самому научиться выполнять все действия, знакомство с различными предметами — их надо потрогать, пощупать, поманипулировать. Богатство информации, поступающей от всех органов чувств, позволит организовать взаимодействие ребенка с окружающей средой, а интеграция телесных ощущений, формирующая перцепцию пространства и расположения предметов (со всеми их свойствами) и людей, сыграет основополагающую роль в усвоении языка [1].
Организовывая коррекционно-логопедическую работу в дистанционном формате по методу сенсорной интеграции, важно помнить, что родители — наши главные помощники, «наши руки». Поэтому занятия должны быть заранее спланированы и родителям даны рекомендации по подготовке необходимого оборудования.
Так, работая по лексической теме «Овощи», «Фрукты» — родители заранее готовят продукты и распределяют их в зависимости от целей задания. Например, игра «Разложи по запаху» предполагает, что дети с завязанными глазами пытаются определить, что за фрукт на тарелке. При этом фрукты предварительно следует разрезать, дать ребенку понюхать и запомнить запахи, имея визуальную опору.
Игра «Покатай фрукты» направлена на формирования понятия «круглый» и закрепления свойств круглых предметов. Педагог на экране демонстрирует действия, а ребенок дома, совместно с родителем или под руководством родителя осуществляет действие. Здесь также идет отработка навыков взаимодействия родителей и детей, умения оказывать помощь в нужное время и в нужном объеме, то есть не делать за ребенка, а помогать ему в выполнения представленных заданий.
Игра «Сравни по размеру, по цвету, по весу» учит детей ориентироваться в собственных ощущениях восприятия предметов. Так, можно предложить сравнить по весу абрикос и яблоко и определить, что тяжелее, а затем с помощью весов определить реальный вес предметов, подтвердить свои выводы. На первоначальном этапе даются предметы максимально разные по весу, постепенно разница сокращается, заставляя ребенка более тонко прислушиваться к личным внутренним ощущениям.
Также хорошо подходит игра «Волшебный мешочек». Когда у ребенка имеются уже достаточно определенные представления о предметах, педагог дает задание найти спрятанные в мешок предметы на ощупь, опираясь только на восприятие предметов, основанное на тактильных ощущениях.
Для развития пространственных представлений и соматогнозиса, в рамках дистанционной работы, хорошо подходит игра «Скажи — что это». На экране представлены предметы в разном порядке. Ребенок садится лицом к экрану и представляет, что спина — это экран компьютера. Мама сидит за спиной ребенка и аккуратно деревянным молоточком или другой палочкой прикасается к отдельным участкам спины. Ребенку нужно соотнести нажатие на спине с соответствующим местом на экране и сказать, какой предмет находится на данном участке. Мама контролирует процесс правильного выполнения задания. Данную игру целесообразно проводить при закреплении различных лексических тем, а также при автоматизации поставленных звуков.
Для формирования умения удерживать инструкцию, не отвлекаясь на внешние раздражители, полезно использовать игру «Посчитай под музыку». Звучит веселая музыка, ребенку дается задание — посчитать предметы на экране, не обращая внимания на музыку. Данная игра может быть также использована по различным лексическим темам и при автоматизации поставленных звуков, когда предлагаются предметы на заданный звук.
Для развития вестибулярной системы хорошо подойдет игра «Найди предмет» с использованием роликовой доски. Ребенок, лежа на роликовой доске, передвигается по комнате в поисках заранее разложенных по комнате предметов. Выполнение данного упражнения возможно при прохождении подготовительного этапа, когда у ребенка будут сформированы ощущения своего тела, скорректирована сенсорная активность и будет создан сенсорный образ тела.
Проводя дистанционную работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи, очень важно помочь родителям правильно выстроить свою ежедневную работу по развитию детей, заполнить время пребывания с ребенком сенсорными стимулами и играми. Поэтому в рамках домашнего задания разрабатывается «Сенсорный маршрут» — где прописываются возможные варианты игр в домашней обстановке на неделю по лексической теме.
Таким образом, проводя коррекционно-логопедическую работу в дистанционном формате с детьми с различными нарушениями речи, важно использовать метод сенсорной интеграции, который позволит обогатить впечатлениями все сенсорные системы ребенка. В связи со сложными условиями проведения занятий важно провести просветительскую работу с родителями и сделать их полноправными участниками образовательного процесса.
Литература[MI1]
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 5-е изд. М. : Теревинф, 2021. 272 с.
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практик. 2-е изд., переработанное, расширенное. М. : Издательство АСТ, 2021. 544 с.
3. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. 3-е изд. М. : Теревинф, 2021. 288 с.
4. Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. URL : https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_distanczionnoj_rabotyi_uchitelya_logopeda_s_detmi_s_ovz/
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 12-е изд. М. : Генезис, 2022. 474 с.
6. ИКП РАО. URL : https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
___
[MI1](в тексте нет ссылок на 3 и 4)