ольга чибрикова
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников с помощью игрового пособия «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.
Публикация «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников с помощью игрового пособия „Круги Луллия“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих
мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.
Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его
речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет
исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в
целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и
условия развития речи у детей относятся к числу важнейших и актуальных
педагогических задач.
Причины низкого уровня развития речи : Половина детей дошкольного возраста,
отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного
высказывания. Наблюдая за детьми можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, даже если
ребенок передает содержание знакомого текста, состоят из отдельных фрагментов,
логически не связанных между собой, уровень информативности высказывания
очень низкий. Требования Стандарта к результатам освоения программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе
завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной
речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему
остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с
одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; с
другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого
воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит
детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение
радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из
затруднительного положенияВеликие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание во сто крат эффективнее, если затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы, малыш учится жить, а не только получает знания. Когда он творит, то растет в самом высоком смысле этого слова.
Действенным методами формирования коммуникативной компетентности детей
дошкольного возраста является : метод построенный на изобретении Раймонда
Луллия (XIV в., Италия, который получил название «Круги Луллия». Это пособие
представляет собой несколько кругов разного диаметра нанизанные на стержень.
Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов.
На них располагают картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка
свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации
картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые
признаки объектов.
Основная цель работы с кругами Луллия — освоение ребенком способа познания
мира. Данное пособие : · формируют у дошкольников понятие «объект» — «признак» — «проявления признака», знакомят с именами признаков; · учат восприятию
проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности,
нахождению причинно-следственных связей между объектами; · развивают
навыки фантастического преобразования объектов; воображение, гибкость
мышления. Данные игры предполагают самостоятельный выбор темы ребен-
ком. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и
разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому
мышлению. При использовании данного пособия, предлагается использовать
четыре типа тренингов. 1й тип: «Найди реальное сочетание» - под стрелкой
объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют
предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. 2й тип:
«Объясни необычное сочетание» - при раскручивании кругов рассматривают
случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность
их взаимодействия. 3й тип: «Придумай фантастическую историю или
сказку» - объединение случайных объектов служит основой для фантазирования.
Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. 4й тип: «Реши
проблему» - в фантастических сказках с героями происходят разные истории.
Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их
решению.