Кутуева Раиса Аюповна
Использование мимио-технологии в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ (мимио-технологии)
в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией
За последние годы произошло коренное изменение роли информационных коммуникационных технологий в жизни общества. Компьютер с обучающей программой обладает колоссальным потенциалом.
Слайд № 1
ГБДОУ детский сад № 51 являлся
Публикация «Использование мимио-технологии в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией» размещена в разделах
экспериментальной площадкой по теме: «Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, формирования речевых и языковых средств, а также развития психических функций дошкольников»
Слайд № 2
С целью повышения эффективности коррекционно-логопедической работы на базе детского сада создана медиатека. Она включает различные мультимедийные технологии (аудиотека, фильмотека, компьютерные игры, флеш-игры, клипы, презентации Power Point, фильмы Windows Movie Maker, презентации mimio).
Слайд № 3
Современное высокотехнологичное мультимедийное устройство мимио позволяет создавать интерактивную среду там и тогда, где и когда это необходимо по педагогическим соображениям, используя любые вертикальные и горизонтальные поверхности.
Слайд № 4
Основные разделы mimioStudio : Инструменты – набор инструментов для разработки и предъявления учебных материалов; Блокнот – рабочее поле, на котором создаются все изображения; Галерея – коллекция готовых объектов.
Информация выводится на экран из компьютера, а дошкольник, стоя у доски, имеет возможность выполнять различные действия с помощью стилуса: выделять необходимый объект, перемещать его с места на место. В основном это набор привычных манипуляций, которые поддерживаются пользовательским интерфейсом установленной программы. Благодаря возможностям Мимио, можно поверх выведенной на экран информации делать необходимые заметки и комментарии – писать, рисовать… Необходимо, чтобы набор инструментов был постоянно доступен для дошкольника, поэтому они собраны вместе на специальной панели, которая должна постоянно присутствовать на экране.
Слайд № 5
Основные инструменты:
«Выделение» - с его помощью пользователь указывает на объект, над которым предполагается произвести какие-либо действия: изменение
положения, группировка («Птичья столовая», «Новоселье» и т. д.)
«Перо» - предназначен для проведения линий
различной формы, разной толщины и цвета («Ребусы», «Лабиринты» и т. д.)
«Ластик» - позволяет стирать линии и графические элементы
«Маркер» - с его помощью можно провести полупрозрасную жирную линию произвольного цвета («Накорми тюленей», «Найди сообщества» и т. д.)
«Приложение» - предлагает список дополнительных функций: затемнение – позволяет закрыть часть подготовленного экрана; прожектор дает возможность увидеть часть изображения на затемненном экране.
Слайд № 6
В Мимио-компьютерных играх используется набор интерактивных моделей:
Кубик – при нажатии на кубик он «выкидывается» случайным образом («Кто пасется на лугу?», «Какая птичка быстрее долетит до кормушки?», «В мебельном магазине» и т. д.)
Волчок – вертушка с разноцветными секторами,
стрелка которой случайным образом останавливается на одном из секторов («В гостях у сказки», «Кто как голос подает?» и т. д.)
Секундомер – для установки и отслеживания времени («Кто быстрее соберет картинку?», «Кто быстрее оденет Машу на прогулку?» и т. д.)
Флеш-термометр – показывает температуру («Зимовье зверей», «В гостях у старичка-Годовичка» и т. д.)
Мыльные пузыри – при нажатии они лопаются, за пузырем спрятан ответ («Подбери пару», «Прятки» и т. д.).
Слайд № 7
При организации совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, пи специально организованной индивидуальной деятельности дошкольника с использованием Мимио обязательно должны выполняться упражнения на снятие статического напряжения после работы со стилусом на интерактивной доске и офтальмотренаж.
С помощью мимио-технологии авторским коллективом учителей – логопедов разработан инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп», состоящий из серий игр и игровых упражнений по коррекции речи.
Слайд № 8
«Мимио-калейдоскоп» включает блоки: «Флора», «Фауна», «Мир человека», «Времена года».
MIMIO – компьютерный практикум состоит из 4 блоков:
1 блок – Фауна, состоит из двух разделов:
1раздел – Животные,
2 раздел – Птицы.
Раздел «Животные» состоит из 6 компьютерных игр:
Дикие животные.
Домашние животные.
Детёныши диких и домашних животных.
Животные снежных просторов.
Животные жарких стран.
Насекомые. Пауки
Раздел «Птицы» состоит из 2 компьютерных игр:
Перелётные птицы.
Зимующие птицы.
2 блок– Флора, состоит из 4 компьютерных игр:
«Цветочный хоровод»
«Первые весенние цветы»
«Деревья»
«Сад. Огород. Фрукты – овощи»
3 блок - Времена года, состоит из 3 компьютерных игр:
«Сказ о четырёх сёстрах»
«Осень, осень, в гости просим…»
«Сказка о ёлочке»
4 блок – Мир человека, состоит из 7 компьютерных игр:
«Игрушки»
«Космос»
«Транспорт»
«Школа. Школьные принадлежности»
«Милая мамочка»
«Семья»
«Необычное путешествие по Санкт – Петербургу»
Каждый блок структурно разделё н на две части: (инструкцию по эксплуатации и дидактический материал – компьютерную игру). В инструкции приведены методические особенности при работе с программным обеспечением, также представлено описание используемых компьютерных игр. С инструкцией по эксплуатации рекомендуется познакомиться перед игрой, однако непосредственно в каждую страницу продукта включено методическое сопровождение (для использования во время организации совместной деятельности, специально организованной деятельности, индивидуальной деятельности дошкольника).
Калейдоскоп компьютерных игр представлен двумя дисками, разработанными учителями-логопедами и воспитателями ГБДОУ № 51 Калининского района
Слайд № 9
Игры имеют свою специфику в следующем:
Инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп» является Мимио-компьютерным практикумом, целью которого является развитие и коррекция речи у дошкольников, а также развитие интеллектуальных, познавательных и коммуникативных способностей детей, социализация дошкольников в современном мире. В основе практикума заложена компьютерная дидактическая игра.
Слайд № 10
1.
2. Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения компьютерного практикума ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
3. Инновационный продукт предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику, приучает его к самостоятельности, развивает самоконтроль.
4. В процессе работы с мимио - играми, ребенок приобретает уверенность в себе, ведь у него есть возможность самому исправлять ошибки.
5. Педагог получает возможность:
- реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и коррекции детей;
- использовать готовый комплекс упражнений, в зависимости от особенностей детей проектировать различные занятия-практикумы.
- предложить выполнить детям задания самостоятельно;
- чередовать задания Мимио с традиционными заданиями.
6. Ребенок получает возможность:
- включиться в новый вид деятельности;
- приходить к верному решению самостоятельно, повышая успешность своей деятельности и мотивацию обучения.
- повысить интерес к выполнению заданий, имея уникальную возможность проводить различные интерактивные действия с объектами (двигать, перемещать, растягивать и. т. д.).
7. Интерактивные Мимио - игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового, и как практические виртуальные задания.
8. Интерактивный продукт «Мимио-калейдоскоп» имеет ряд преимуществ: здоровье сберегающий компонент (ребенок не находится непосредственно за компьютером, возможность индивидуализации деятельности детей (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия, самостоятельное получение выводов и самопроверка, а так же умение работать в парах и малых подгруппах.
Эти ресурсы обеспечивают развитие активно-деятельной формы познания, коммуникации и социализации.
Практический материал: дидактические игры к компьютерным лексическим проектам по темам «Одежда», «Перелетные птицы», «Откуда хлеб пришел», «Милая мама»
Слайд 11
Лексический проект «Одежда» : образование приставочных глаголов сшить, зашить, подшить; образование относительных и притяжательных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
Лексический проект «Перелетные птицы» (фокус) : образование притяжательных прилагательных – ласточкин хвост, словообразование (сложные прилагательные – длинноногий, ластоногий, большекрылый); образование приставочных глаголов движения – прилетел, улетел, залетел и т. д. ; согласование порядковых и количественных числительных с существительными в роде, числе, падеже – пять черных скворцов.
Лексический проект «Откуда хлеб пришел» : подбор однокоренных слов – хлебница, хлебосольная хозяйка, хлебный магазин, хлебороб; образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже - ржаной хлеб, овсяное печенье
Лексический проект «Милая мама» : образование сложных прилагательных – голубоглазая, светловолосая; образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – мамочка, глазки, ручки и т. д. ; согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже
Эффекты, достигаемые при использовании инновационного продукта.
Благодаря использованию «Мимио-калейдоскопа» :
ДЕТИ
• Повысится мотивация детей к трудным для них видам деятельности.
• Повысится уровень речевого развития детей, разовьются
1. Неречевые психические функции (слуховое внимание, зрительное восприятие, зрительно-пространственный гнозис и праксис,
2. Фонетическая и фонематическая стороны речи, лексико-грамматический строй речи, связная речь.
• Повысится уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста :
• Повысится логического мышления, объема памяти, внимания, творческих способностей;
Возрастет:
• исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
• мотив успешного решения познавательных задач.
• повысится способность ребенка находить наибольшее число принципиально различных решений задачи - «когнитивная гибкость».
• Сформируются настойчивость и терпение, не свойственные детям этого возраста.
• Разовьются технические навыки и умения работы в мимио : умения ориентироваться напроецируемой поверхности, умения управлять манипулятором «стилус», соблюдения техники безопасности работы с мультимедийными устройствами.
РОДИТЕЛИ
Использование инновационного продукта позволяет более полно продемонстрировать родителям достижения детей в овладении речью и усвоении образовательной программы ДОУ, а также использовать данный материал в домашних условиях.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИ
Благодаря использованию инновационного продукта, педагоги получают возможность:
• Наиболее эффективно реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении и коррекции речи детей.