Валентина Авдеева
Использование ТРИЗ-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста. Круги Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ТРИЗ- технологии в игровой деятельности детей раннего возраста.
В первые годы жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.
Публикация «Использование ТРИЗ-технологии в игровой деятельности детей раннего возраста, Круги Луллия» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Младшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Работая с детьми 2-3 лет, был систематизирован материал, который позволит педагогам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ- технологии.
Что же такое, технология ТРИЗ?
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам. Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно. Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое встреча с ТРИЗ – это коллективная игра, она вызывает у ребенка прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. В связи с этим целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Девиз ТРИЗ «Творчество во все» Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи. Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
Одним из направлений ТРИЗ-технологии является Круги Луллия
Круги Луллия.
Идеи Раймонда Луллия используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.
В первой младшей группе используются 2 круга разного диаметра, состоящие из 4 секторов. Диаметр демонстрационных кругов может быть 70 и 50 см, а для подгрупповой и индивидуальной работы круги 40 и 30 см.
Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности :
- уточнять знания детей в различных предметах и объектах животного и растительного мира,
- развивать вариативность воображаемых образов,
- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.
С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.
Игра «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)
Ход игры.
1. Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:
малый круг – картинки с изображением взрослых животных;
большой круг – картинки с изображением детёнышей.
3. Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.
4. Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.
Также можно проводить и другие виды игр:
«Предмет и его части» (Объект- часть)
Большой круг : кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол.
Маленький круг : платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево (Образец)
«Кто, где живет?» (Объект-место)
Большой круг : муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево.
Маленький круг : муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня.
«Определи форму» (Объект-форма)
Большой круг : круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Маленький круг : мяч, платок, косынка, дом.
«Определи цвет»
Большой круг : зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый
Маленький круг : огурец, солнце, слива, морковь, картофель
.