Веселовацкая Татьяна
Использование сказкотерапии как метода в коррекционной работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития
▼ Скачать
Опыт работы дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми, показали, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
Данный опыт работы внедряется в ГБДОУ детский сад №103 компенсирующего вида Невского района г. Санкт – Петербурга.
В работе с детьми были поставлены следующие цели:
• активизация мышления, расширение сознания ребенка, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром;
• восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных сказочных приемов.
Задачи:
Публикация «Использование сказкотерапии как метода в коррекционной работе со старшими дошкольниками с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
• развитие умения преодолевать трудности и страхи;
• выявление и поддержка творческих способностей;
• развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
• передача ребенку основных жизненных принципов и закономерностей.
Принципы сказкотерепевтической диагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии.
Под психодиагностикой с помощью сказочных приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
Под сказкотерапевтической коррекцией подразумевается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
Сказкотерапия является комплексной технологией, так как она включает в себя лучшие элементы различных психологических и педагогических технологий.
Курс сказкотерапии является частью целостной системы арттерапевтических подходов при работе с детьми с ЗПР.
Программа «Дорогою добра» состоит из двух блоков
Первый блок – медитативные сказки – данный блок рассчитан на 14 занятий
Второй блок – психокоррекционные сказки – рассчитан на 10 занятий
Диагностические обследования в игровой форме – в начале и после завершения
программы -2. Итого: 26 занятий.
Занятия проводятся с подгруппой детей (5-6 человек).
Программа рассчитана на 26 часов, при реализации 2 часа в неделю по 30 – 35 минут.
Основные правила работы с детьми :
Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
В процессе расслабления детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы.
В ходе занятия детям периодически дается возможность рассказать о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча послушать себя.
Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это – момент волшебства, таинства, поэтому необходимо детей сначала подготовить.
Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу.
Все атрибуты сказок, любую наглядность можно варьировать и заменять другими.
Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения являются успешными, удачными, наилучшими и прекрасными.
Сказкотерапия многопланова по своему содержанию. В настоящее время в ней выделено несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. Это может быть анализ, рассказывание и сочинение сказок; куклотерапия; имиджтерапия; постановка сказок на сцене и в песочнице; рисование «волшебными красками»; психодинамические расслабления.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятия может использоваться какая – либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Первый блок – медитативные сказки. Медитация – полное погружение в процесс.
Назначение – стабилизация психических процессов, успокоение, расслабление, энергетическая «подзарядка». Генеральная цель – сообщение нашему бессознательному «Я» позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
Данный подбор сказок создают у ребенка образ альтернативных отношений.
Структура занятия данного блока:
1. Несколько предварительных вопросов по теме.
2. Предложить детям занять удобное для них положение (сидя или лежа)
3. Включить спокойную музыку, попросить их закрыть глаза.
4. После сказки обсудить с детьми, что они видели, ответить на несколько вопросов по содержанию
5. Предложить творческую работу – нарисовать или вылепить героев сказки.
Второй блок – психокоррекционные сказки
Дети будут лучше взаимодействовать с окружающим миром и людьми
Понимать, что каждый человек уникален и несет свою ценность
Улучшится и активизируются выразительные средства общения: пластика, мимика, речь
Занятия будут способствовать пробуждению фантазии и образному мышлению, освобождению от стереотипов и шаблонов, дадут простор творчеству.
Диагностические обследования в игровой форме – в начале и после завершения программы. Итого: 26 занятий.