Моськина Марина Алексеевна
Опыт работы «Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.
Публикация «Опыт работы „Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов : помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогает осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствует развитию творческих способностей детей; развитию навыков общения; способствуют развитию познавательных процессов, а также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Используя метод проектов в своей работе, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, стараюсь организовать воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Метод проектов реализую в рамках НОД так и при реализации дополнительной образовательной программы по духовно-нравственному воспитанию (кружок “Родничок”).
При реализации проектов использую словесные методы, наглядные и практические. Словесные методы : беседы, указания, словесные инструкции, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание. Наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций, информационные стенды, личный пример взрослых. Практические: создание развивающей среды, виртуальные экскурсии, наблюдения, игры: дидактические, пальчиковые, сюжетно-ролевые, подвижные.
В период работы над проектом, мы вместе с детьми погружаемся в тему и группа буквально живет в ней. Каждый проект стараюсь доводить до логического успешного завершения, оставляя у детей чувство эмоционального удовлетворения за достигнутый результат. Результаты проекта – видео-ролики, спектакли, праздники, тематические выставки, оформление альбомов.
Осуществление полноценного образовательного процесса невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников, без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения и воспитания. Стараюсь привлекать родителей как реализации проектов, так и активному участию в них.
В своей работе использую разнообразные формы работы с родителями. Познавательные: консультации. Досуговые: праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования); выставки работ родителей и детей. Наглядно-информационные: уголок для родителей, информационные листы, памятки для родителей, папки–передвижки. Информационно-аналитически: анкетирование.
Совместно с родителями были реализованы следующие проекты : “Вытегра – наш любимый городок”, “Моя любимая игрушка”, “Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность. Театрализация сказки “Три поросенка”, “Приобщение детей к истокам народной культуры” и другие.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. К сожалению, сейчас наши дети, очень мало знают о том, как жили раньше их прабабушки, прадедушки, когда не было не телевизоров, телефонов, планшетов и других прочих устройств, которыми люди пользуются сейчас.
Знакомство с русской народной культурой, бытом, укладом, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, традициями, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Актуальность проблемы обусловила выбор темы проекта. «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Погрузить детей в атмосферу старины возможно при посещении музея «Русская изба». Рассказала ребятам о существовании музея «Русская изба» на базе СОШ №1 г. Вытегра, ребята с удовольствием согласились посетить музей и больше узнать о том, как раньше жили.
Тип проекта : познавательный, творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
(с 01 сентября 2022 г – по 28 февраля 2023 г)
Участники проекта : дети старшей компенсирующей группы (5-6 лет, воспитатель, руководитель музея СОШ №1 “№ Русская изба” Митрошкина Н. А., родители.
Цель проекта : создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры.
Педагогическая цель проекта : Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Педагогические задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с устройством русской избы;
Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Познакомить с традициями русского народа;
Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук и др.
Изучение малых фольклорных форм (сказки, пестушки, колыбельные потешки, пословицы);
Знакомство с русскими народными хороводными играми;
Развивающие:
Развитие речи детей;
Развитие творческих способностей.
Воспитательные:
Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Работа была построена следующим образом, почти каждому занятию в музее предшествовало занятие в группе. Ребята получали первоначальные сведения, информацию, получали домашнее задание, а затем уже следовало музейное занятие.
На первом занятии в музее. «Знакомство с бытом русского народа». Ребята познакомились с русской печкой, она являлась сердцем дома, а также предметами старинного русского быта (ухват, кочерга, кошель, коромысло и др). В музеях экспонаты трогать нельзя, а в данном музее ребята не только потрогали, но и попробовали их в деле: надевали кошель, ухватом поставили чугунки в печку, прошлись с коромыслом, разглядели прялку. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Ребята с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали экспонаты, задавали вопросы.
«Колыбельной песни добрый свет» на этом занятии мы говорили о колыбельных песнях, что они несут в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Для чего они нужны, как нужно было петь чтобы убаюкать ребенка», спели вместе колыбельную. Ребята узнали, что название колыбельная песня произошло от слов колыбель, колебать (качать, что в народном обиходе было другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка поскорее уснуть. Разучивали с детьми разные пестушки. Ребята с большим удовольствием покачали зыбку, спели колыбельные, которые пели им мамы.
Серия занятий «В гости к мастерам», «Дымковская игрушка» мы говорили о глине, свойствах глины, этапах ее обработки. Продолжали знакомить детей с дымковской игрушкой. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные элементы и цветовую гамму.
Продолжили разговор в музее, здесь уже говорили о посуде наших предков ее назначении. В ходе встречи ребята сами рассказали, какая у них есть дома глиняная посуда, показали свои рисунки, которые сделали вместе с родителями.
“Как рубашка в поле выросла” на занятии ребята познакомились с произведением К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», вместе с детьми детально разобрал весть процесс обработки льна, посмотрели все инструмента, нарисовали лен.
На следующем занятии продолжили разговор о русской народной одежде.
В этот раз на занятии в музее ребята помогали Нине Алексеевне провести экскурсию. Они рассказывали об этапах обработки льна, а Нина Алексеевна комментировала их рассказ и показывала инструменты. Ребята с большим удовольствием работали трепалом, посидели за прялкой, ткацким станком, рассматривали одежду.
На каждом занятии в группе играли в русские народные игры.
Данный проект пополнил знания детей о культуре и быте предков, помог прикоснуться к наследию прошлого русского народа
Дети получали знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
Познакомились со старинными предметами домашнего обихода.
Увеличился словарный запас названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
Узнали русские народные игры: «Горелки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Плетень», хороводные: «Как на тоненький ледок»,», «Где был Иванушка», и др.
Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни, и особенно актуально для детей дошкольного возраста. Приобщая детей к истокам Русской народной культуры, мы развиваем личность ребёнка.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Выражаем благодарность детям, родителям, особые слова благодарности руководителю музея «Русская изба» на базе СОШ №1 Митрошкиной Н. А.
Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя.