МААМ-картинки

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Юлия Левочкина
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медико-психологопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2.16)

Публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

В работе с детьми с ОВЗ очень важно использовать гибкие формы психокоррекционной работы. Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Метод арттерапии применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т. ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Среди множества методов психокоррекционной работы арттерапия занимает, пожалуй, основную позицию. И имеет ряд преимуществ:

* Успешна в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности. В процессе работы сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с окружающими. Это социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств.

* Имеет возможность получить сведения для индивидуальных особенности личности.

* Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими.

* Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.

* Развивает художественные способности и повышает самооценку.

Основные направления в работе с детьми с ОВЗ:

- Работа по развитию эмоционально-волевой сферы

- Сенсорное развитие

Приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка с ОВЗ, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий. Психолог должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арт-терапевтического занятия - психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.

Существует множество методов арт-терапии, как лечебных, так и вспомогательных. В своей работе преимущественно использую художественно-творческую деятельность (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, а также сказкотерапию, игротерапию, цветотерапию.

Основные техники для работы с детьми:

- техника каракулей. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития социальных качеств (терпения, внимательности и др., а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение;

- рисование предметами окружающего пространства: мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой.

- рисование пальцами, ладошками. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности;

- рисование по мокрому листу. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми;

- рисование сыпучими материалами и продуктами, сухими листьями. Сухие листья приносят детям много радости, они приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью.

-метод терапии с песком. Способствует развитию внимания, памяти,тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, способствуют расширению

словарного запаса, пробуждает фантазию. Игры с песком позволяют сочинять сказки, рисовать их, искать сокровища, строить замки и т. д.

- музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных нарушениях. Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми. Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.

-сказкотерапия. Основные формы : рассказывание сказки, сочинение сказки, рисование сказки, постановка сказки.

-игротерапия. Этот метод использует игры для выявления проблем и для общей коррекции поведения детей.

-цветотерапия- это коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Основные методы: цветовая визуализация, развитие цветовосприятия, “цветная вода”.

Навыки, приобретенные в процессе арт-терапии помогают ребенку справляться с трудностями особенностей развития. Работа направлена на интеграцию и социализацию детей, развитие их творческого потенциала.

Таким образом, применение арт-терапевтических методов способствует коррекции, развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Доклад-отчет.

Арт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок – все то, что интересно и близко.

Опыт работы «Арт-терапия в работе педагога-психолога»Опыт работы «Арт-терапия в работе педагога-психолога» Всем добрый вечер! Делюсь с вами опытом работы. Так как, по образованию я д тский практический психолог, расскажу вам про арт - терапию.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяВ последнее десятилетие в специальной педагогике.

Использование лэпбука с детьми дошкольного возраста в работе педагога-психолога В настоящее время дошкольники демонстрируют нелюбовь к выполнению трудных заданий и избегание их выполнения. С другой стороны, современный.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки: разные или похожие?» Задачи: • продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; • формировать.

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ Д. С. Шовгенова, педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Песочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». И в самом деле, мы не можем представить свое детство без песочницы.

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми-инвалидами Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные.

Занятие педагога-психолога с детьми стершего дошкольного возраста Занятие 2 «Фонарики» Тема: Развитие познавательно-коммуникативных навыков у застенчивых детей. Цель: - создать атмосферу доверия и психологического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 18:31
+128Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Левочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД