Юлия Левочкина
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медико-психологопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2.16)
Публикация «Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
В работе с детьми с ОВЗ очень важно использовать гибкие формы психокоррекционной работы. Терапия детей с ограниченными возможностями требует бережного и чуткого подхода. Метод арттерапии применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т. ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.
Среди множества методов психокоррекционной работы арттерапия занимает, пожалуй, основную позицию. И имеет ряд преимуществ:
* Успешна в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности. В процессе работы сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с окружающими. Это социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств.
* Имеет возможность получить сведения для индивидуальных особенности личности.
* Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими.
* Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
* Развивает художественные способности и повышает самооценку.
Основные направления в работе с детьми с ОВЗ:
- Работа по развитию эмоционально-волевой сферы
- Сенсорное развитие
Приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка с ОВЗ, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий. Психолог должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арт-терапевтического занятия - психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.
Существует множество методов арт-терапии, как лечебных, так и вспомогательных. В своей работе преимущественно использую художественно-творческую деятельность (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, а также сказкотерапию, игротерапию, цветотерапию.
Основные техники для работы с детьми:
- техника каракулей. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития социальных качеств (терпения, внимательности и др., а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение;
- рисование предметами окружающего пространства: мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой.
- рисование пальцами, ладошками. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности;
- рисование по мокрому листу. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми;
- рисование сыпучими материалами и продуктами, сухими листьями. Сухие листья приносят детям много радости, они приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью.
-метод терапии с песком. Способствует развитию внимания, памяти,тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, снимает мышечную напряжённость, стабилизирует эмоциональное состояние, способствуют расширению
словарного запаса, пробуждает фантазию. Игры с песком позволяют сочинять сказки, рисовать их, искать сокровища, строить замки и т. д.
- музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных нарушениях. Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24» Никколо Паганини. Эти мелодии могут использоваться в работе с вялыми детьми. Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена.
-сказкотерапия. Основные формы : рассказывание сказки, сочинение сказки, рисование сказки, постановка сказки.
-игротерапия. Этот метод использует игры для выявления проблем и для общей коррекции поведения детей.
-цветотерапия- это коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Основные методы: цветовая визуализация, развитие цветовосприятия, “цветная вода”.
Навыки, приобретенные в процессе арт-терапии помогают ребенку справляться с трудностями особенностей развития. Работа направлена на интеграцию и социализацию детей, развитие их творческого потенциала.
Таким образом, применение арт-терапевтических методов способствует коррекции, развитию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.