Ирина Сорокоумова
Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога.
(методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций)
Цель: ознакомить со способами и формами деятельности семейного клуба.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «прозрачный мольберт».
2. Определить цель деятельности и задачипри использовании прозрачного мольберта.
3. Дать практические рекомендации по проведению занятий с прозрачным мольбертом.
Условия проведения: аудитория с мультимедийным проектором и доской;стулья расставлены полукругом.
Публикация «Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Необходимые материалы:прозрачный мольберт, гуашь, кисточки, пальчиковые краски.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Рисование на Прозрачном мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием.
Цель: Развивать высшие психические функции и творческое мышление.
Задачи:
1. Развивать общую и мелкую моторику;
2 .Развивать цветовое восприятие и сенсорное развитие;
3. Корректировать зрение и зрительное восприятие;
4. Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;
5. Преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость и др.
Рекомендации при использовании Прозрачного мольберта:
- Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки.
- Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
- Обязательна двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения.
- Совместное рисование - это всегда общение взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
- Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
- Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и
стимуляции полушарий головного мозга.
Техника безопасности:
Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме со стойкими, но копии сделанных рисунков можно сохранять, осторожно приложив к сырому рисунку лист бумаги (если рисунок уже подсох, слегка увлажните его, побрызгав водой из пульверизатора).
Размер 42*36 см.
Занятия живописью на стекле – прекрасный способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле чей-то портрет, даже застенчивый ребенок получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.
Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.
1. Рисование пальцами и ладошкой.
Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, берешь некоторое количество, переносишь на стекло и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
2. Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Здесь можно использовать поролон. Из него можно сделать самые разнообразные маленькие геометрические фигуры. Обмакиваем его в краску и методом штампов наносим изображение.
3. Метод монотипии.
На стекле рисуем краской с помощью кисточки, ватной палочки или пальцев. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, на стекло накладываем лист бумаги, как бы промокаем рисунок, а затем поднимаем. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на стекле, иногда на бумаге.
4. Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
Я предлагаю вам следующие занятия.
Занятие 1 (для самых маленьких). "Дождик, дождик, кап, кап, кап".
Цель: обучение приемам "пальцевой живописи"; развитие зрительно — двигательной координации; формирование умений адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу, подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Техника изображения: "пальцевая живопись".
Описание осваиваемого приема: нанести краску одного цвета на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, "так-так-так", "кап-кап-кап" и др.).
Материалы: лист бумаги с изображением тучи и лужи, гуашь синего цвета. Пластиковая тарелочка, влажные салфетки для вытирания пальцев руки, халат.
Ход работы: 1. Обмакнем один палец в синюю краску 2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.
5. Точечное рисование маркерами.
Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
6. Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь своё
7. Рисуем дружно.
Совместное рисование - это всегда общение: ребенка и ребенка, взрослого и ребёнка. В процессе рисования у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
8. Рисуем с натуры.
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо, не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
9. Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
10. Рисование кремом.
Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя густой крем. - На оргстекло наносится любой крем (лучше детский, равномерно распределяется пластмассовым «шпателем». Такой рисунок имитирует рисование на
запотевшем стекле, и стекло можно использовать не ограниченное количество раз. Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.