МААМ-картинки

«Учимся экспериментировать». Сценарий семинара-практикума для родителей (законных представителей) (4 фото)

валерия вандышева
«Учимся экспериментировать». Сценарий семинара-практикума для родителей (законных представителей)
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий

Семинар-практикум для родителей

(законных представителей)

по теме : «Учимся экспериментировать!»

Автор: воспитатель первой квалификационной категории

Вандышева Валерия Ивановна

Пояснительная записка

Описание

В сценарии семинара-практикума по теме «Учимся экспериментировать!» представлен материал по организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками в домашних условиях.

В ходе семинара демонстрируются несложные опыты и эксперименты, которые наглядно знакомят детей с законами химии, физики и биологии.

В процессе проведения опытов особое внимание уделяется тому, как отвечать на детские вопросы, как поддерживать интерес к познанию окружающего мира детьми, как делать выводы по проделанным опытам.

Предлагаемый материал может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а также будет интересен педагогам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста, воспитателям, как активная форма проведения родительского собрания.

Цель: повышение педагогического мастерства родителей (законных представителей) по проблеме детского экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста;

познакомить родителей с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях;

побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях;

Практическая значимость:

Данный мастер-класс поможет научить взрослых развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Планируемый результат: знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях.

Оборудование и материалы: кабинет, 2 мольберта, 4 стола, 6 стульев, 7 прозрачных чашек, 7 чашек Петри, молоко, пищевые красители, зубочистки, заготовки цветов, 7 пульверизаторов, картинки с Умкой, поле для экспериментирования, длинный стол для демонстрации опытов и экспериментов, моющие средство, влажные салфетки, заготовка деревьев, шуточные удостоверения главных помощников юных исследователей, буклеты с рекомендациями по проведению экспериментов в домашних условиях.

Форма проведения: семинар – практикум.

Ход мероприятия

В начале семинара звучит детская песня «Почемучки – любознательный народ», автор: слова и музыка Л. Туркиной.

Добрый день, уважаемые родители! Я Вандышева В. И воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ ДС №17, рады видеть вас на семинаре – практикуме. Спасибо за то, что Вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания.

И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о детском экспериментировании. Но сначала нам нужно с вами познакомиться

1. Теоретическая часть

Природа наделила человека таким качеством как любознательность,

стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы.

Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что ребенок – природный исследователь окружающего мира: ему хочется все трогать, пробовать, экспериментировать, таким образом познавать мир, в который он пришел.

Даже самое маленькое открытие для ребенка является радостью. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем негативно: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и выросший ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему снег хрустит под ногами, с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь и почему не падают звёзды.

Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление к его исследованию. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить достаточно сложно.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

Процесс экспериментирования занимателен сам по себе. Сделать его более увлекательным педагогу может помочь дидактическая сказка. Дидактические сказки «являются продуктами нашего времени». Это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Сказка «оживает» посредством интересных опытов. Она в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а также просят помочь в решении каких-либо задач.

Самые простые и доступные в домашних условиях опыты можно проделать с обычной водой, воздухом, бумагой, солью, яйцом, лимоном, магнитом и т. п.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить.

Техника безопасности

Основные правила заключаются в следующем:

-все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;

-желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;

-не разрешайте ребенку трогать руками, пробовать на вкус вещества, которые могут представлять опасность;

-расскажите ребёнку, что никогда нельзя наклоняться к потенциально опасным реактивам или к огню слишком близко, и сами всегда следуйте этому правилу — такая предусмотрительность поможет избежать ожогов и других травм;

-при необходимости надевайте и на себя, и на ребёнка необходимые средства защиты: перчатки, маску, халат, очки;

-накройте стол или другую рабочую поверхность материалом, который защитит мебель от повреждений.

-Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вашему вниманию практическую деятельность, по сказки «Умка» покажу вам некоторые виды экспериментирования.

Итак, сказка начинается:

Белая медведица укладывала Умку спать, но, как и все дети на свети Умке спать не хотелось, а хотелось ему поговорить и задать вопросы которые он не успел задать днем, а вечером как всегда они начали всплывать в голове и волновать его.

- Мама, что такое звезды, а можно их достать?

- Звезды – это большие небесные тела, разбросанные по всему небу, достать их нельзя, но я могу тебе показать, как сделать звезду своими руками.

2. Практическая часть

Опыт № 1 «Звездочки с неба»

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Почему так получилось?

Воспитатель: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает и начинает расправляться.

Медвежонок был очень рад своей звездочке.

- Спи, - строго сказала белая медведица. - Когда ты проснешься, будет солнце и будет светло.

Умка вздохнул, поворчал, поворочался и уснул…

…Он проснулся оттого, что у него зачесался нос. Приоткрыл глаза - вся берлога перевелась разными цветами. Голубыми, красными, зелеными были стены, потолок, и даже шерсть большой медведицы была желтой, словно ее покрасили.

- Что это? - спросил Умка и сел на задние лапы.

- это северное сияние.

- как такое северное сияния получается?

- солнечный ветер достигая нашей земли сталкивается с воздухом в небе и начинает переливаться разными цветами это столкновение и называется северным сеянием.

- Мама, а можно дома сделать северное сияние?

- я тебе покажу как это сделать, но ты обещаешь, что после этого сразу ляжешь спать?

Опыт № 2 «Северное сияние (Цветные узоры на молоке)».

Материалы:

- Тарелка с молоком жирное

- пищевые красители, блестки.

- жидкое мыло

- ватная палочка или игрушка с резиновым дном?

Накапать немного пищевого красителя разных цветов в молоко.

Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.

Берем ватную палочку или игрушку на веревке, и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите в центр тарелки с молоком. Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

Вывод: Натяжение поверхности молока разрушается под воздействием моющего средства. Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.

- Очень интересный опыт у нас получился, когда мы проснемся еще раз повторим - сказал Умка.

Умка улегся возле мамы, но ему по-прежнему не спалось он крутился и вертелся, его одалживали мысли.

- что ты не как не уснешь? Спросила мама.

- мне друг рассказывала про большую землю, и про деревья, что это?

- ложись по удобнее ной белый, любопытный медвежонок я тебе сейчас расскажу. И мама начала рассказывать Умке что такое, большая земля, как выглядят деревья и как на них распускаются цветы. Умка засыпал и ему снился удивительный сон. (описывать что видит Умка по ходу проведения опыта родителями)

Опыт № 3. «Распустившиеся цветы на дереве».

Материалы:

- вода в опрыскивателе

- цветы распечатанные, дерево из бумаги

-прозрачная пленка

- цветные карандаши.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с лепестками и дерево с ветками.

Согните лепестки к центру. А теперь положите дерево, на него сверху прикройте прозрачной пленкой. Разложите с ребенком цветы. Возьмите пульверизатор и обрызгайте цветы.

Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Что произошло? Почему? Сделайте выводы с ребенком, выслушайте его.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится

постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Что произойдет с "цветком", как вы думаете?

Объяснение: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются.

3. Заключительная часть

Педагог-организатор: В завершение встречи мы предлагаем вам поделиться своими впечатлениями от проведенного семинара. А в этом нам поможет рефлексивный куб закончи фразу.

Вопрос рассмотренный на сегодняшней встрече для меня …

Я был бы рад …

Я хотел бы вам сказать …

Теперь бы я хотел узнать…

Меня удивило…

Теперь я могу …

Мне захотелось …

Уважаемые родители, вы наглядно убедились, что экспериментировать несложно, все эти опыты вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание и немного фантазии.

Хочется завершить нашу встречу словами Климента Аркадивеча Тимирязева:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».

«Учимся экспериментировать». Сценарий семинара-практикума для родителей (законных представителей)
Фото «Учимся экспериментировать»
. Сценарий семинара-практикума для родителей (законных представителей) - фото
Фото №1 В ходе семинара демонстрируются несложные опыты и эксперименты которые наглядно знакомят детей с законами химии физики и биологии
Публикации по теме:

Проведение семинара-практикума «Театральный калейдоскоп»Проведение семинара-практикума «Театральный калейдоскоп» С целью расширения знаний педагогов о театрализованной деятельности и целесообразности ее использования в процессе развития речи дошкольников.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица» Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Конкретной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Учимся экспериментировать». Сценарий семинара-практикума для родителей (законных представителей)
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 17:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Учимся экспериментировать». Сценарий семинара-практикума для родителей (законных представителей)» (включая файлы) размещена пользователем валерия вандышева (УИ 923492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД