Наталья Павлова
Конспект занятия по использованию наглядно-игровых средств в логопедических сказках «Звуковой теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковой теремок
Особое место в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с речевым недоразвитием занимают логопедические сказки. Для педагога, который использует в своей практике логопедические сказки, очень важно, чтобы ребёнок был не только заинтересованным слушателем, но и активным участником этой сказки. В процессе образовательной деятельности на материале логосказки важно создать условия для психо-эмоционального благополучия и комфорта детей, только тогда они будут активными, деятельными и любознательными.
Публикация «Конспект занятия по использованию наглядно-игровых средств в логопедических сказках „Звуковой теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Представляю вашему вниманию логопедическую сказку «Звуковой Теремок». В процессе которой, в комплексе решались следующие задачи.
Коррекционно-образовательные задачи: обучение различению и правильному произношению звука [ш] в слогах, словах, фразах, обучение акустико-артикуляционной характеристике звука [ш], упражнение в определении позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, упражнение в слоговом анализе, составлении слоговых схем, упражнение в ориентировке в пространстве собственного тела, обучение правильному употреблению глагола класть, закрепление названия грибов, знакомство с буквой Ш, упражнение в чтении слогов, слов с буквой Ш, обучение приёмам массажа, снятия напряжения с глаз.
Коррекционно-развивающие: развитие дыхания, голоса, тактильных ощущений, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукового и слогового анализа, развитие координации речи с движениями, связной речи, мелкой моторики, конструктивного праксиса, интонации.
Воспитательные: создание условий для психологического комфорта и эмоционального благополучия, сохранения физического и психического здоровья, воспитание навыков контроля и самоконтроля за речью, умения работать в коллективе, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.
Материал: наглядно-игровое панно «Звуковой Теремок», картинки со звуком [ш], картинки-символы для характеристики звуков, звуковые линейки и кленовые листья для определения позиции звука в слове, наборы для составления слоговых схем, грибы и корзина, связанные из ниток, каштаны для самомассажа, демонстрационная буква Ш, осенние листья, на которых напечатаны буквы А,О,У,И,Ш, корзинка и осенние листья.
Ноутбук, фонограммы «Шум дождя», песни «В гостях у сказки», фоновая музыка.
Логопедичекая сказка «Звуковой Теремок».
(Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразах,
знакомство с буквой Ш»)
Любят дети все нас свете,
Любят дети их читать
И конечно в них играть!
И сегодня всех, друзья,
Приглашаю в сказку я,
Сказку не простую,
А волшебную, звуковую!
(Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки»)
(Появляется Теремок на лесной осенней поляне и плоскостная фигурка мышонка)
Жил был в лесу маленький Мышонок. Всё лето и раннюю осень он веселился с друзьями и играл. Но с каждым днём в лесу становилось холоднее и холоднее. Всё реже появлялось на небе солнышко, часто шёл дождь.
Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка».
Солнце спрячется за тучку,
Станет зябко и свежо.
Солнце выйдет из-за тучки,
Тогда уютно и тепло.
Природа начала готовится к предстоящей зиме, повсюду были слышны необычные звуки.
Фонопедическое упражнение «Перед дождём» (метод Емельянова).
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Дети делают creticendo и diminuendo на звук [у].
Ель надломленная стонет,
Делают штро-бас на связках на звук [а].
Глухо шепчет темный лес.
Тихо и долго произносят «пата-nата-nата.» на одном дыхании.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
Поднuмают руки u nроuзносят короткие звуки [а], начuная, с самого высокого u nостеnенно опускаясь к самому низкому. Показывая высоту звука взмахами кисти
Над струей, сухой и острой,
Набегает холодок.
На одном- дыхании nроuзносят звук [у], делая голосом волну, glissando вверх u внuз показывая двuженuе звука рукой.
Полумрак на все ложится;
Делают glissando па звук [у] сверху внuз.
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Произносят «кар-кар-кар…» очень громко в разных регистрах.
Мышонку стало в лесу холодно и одиноко, и он отправился на поиски тёплой норки или уютного домика, в котором можно было бы пережить зиму. Он побежал по лесной тропинке и вдруг:
На поляне лесной,
Увидел Терем расписной,
Терем этот не простой,
А волшебный, звуковой!
Мышонок постучал в дверь и спросил:
Терем-Терем Теремок,
Кто в Тереме живёт?
Никто не вышел навстречу Мышонку, только услышал таинственный звук :
Я звук [ш], я здесь живу!
И тебя Мышонок в гости зову.
Иди ко мне жить,
Будем мы с тобой дружить,
Я научу тебя звук [ш] произносить!
Мышонок, обрадовался новому другу, подружился с ним, и научился произносить звук [ш]. Давайте и мы научимся произносить звук [ш] и тоже подружимся с ним.
Акустико-артикуляционная характеристика звука [ш].
Чтоб звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока,
Эту чашечку по бокам
К верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтоб ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!
Характеристика звука.
Давайте составим рассказ о звуке [ш]. Дети описывают звук, составляют схему рассказа помощью картинок символов.
(Звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый).
Упражнение «Листья шепчутся». Автоматизация звука [ш] в слогах.
Услышали осенние листья, о том, что Мышонок подружился со Звуком [ш] и зашептались.
«Ша – шо - ши» (вопросительно)
«Шу – шо – шу» (удивлённо)
«Шта – што - шты» (радостно)
Игра «Прятки». Развитие фонематического восприятия.
Звук [ш] очень весёлый и предлагает поиграть с ним в прятки. Он будет прятаться в слова. Давайте попытаемся его найти и поймать и пальчиками поймать.
Речевой материал: ш, р, са, аш, сы, шапка, стол, кошка, одеяло, подушка, шайба, карандаш, санки, шмель, малыши.
Игра «Куда перелетел листочек?». Определение позиции звука [ш] в словах.
А для следующей игры Звук [ш] подарил Мышонку осенние листочки, с помощью которых можно определять место звука в слове : начало, середина, конец слова, а игра называется «Куда перелетел листочек».
Речевой материал: шуба, камыш, подушка, шар, карандаш, машина, душ.
Отбор картинок на панно. Упражнение в слоговом анализе.
Мышонок захотел подарить для Звука [ш] картинки с его звуком, давайте поможем ему найти их, среди других картинок.
Мышонок придумал новую игру. Нужно определить, сколько слогов в словах на картинках и выложить слоговую схему с помощью кленовых листочков.
Упражнение–пальминг, снятие напряжения с глаз.
(Звучит фонограмма шум дождя)
Кажется, в лесу начинается дождик. Давайте послушаем шум дождя, закроем ладошкой правый глаз, затем левый глаз. Глазки не закрываем, ресницы опущены вниз, сомкните плотнее пальчики, попытайтесь расслабиться. Медленно убираем ладошку с правого глаза, левого.
Речевая игра «Дождик» (массаж спины).
Дети, но и в дождик мы не будем скучать. Давайте с ним поиграем и сделаем друг другу массаж.
(Дети становятся парами)
Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом!
Дети встают друг за другом паровозиком и похлопывают ладонями по спинкам друг друга.
По весёлой звонкой крыше - бом, бом, бом!
Постукивают пальчиками
-Дома, дома посидите - бом, бом, бом!
Поколачивают кулачками
Никуда не выходите, - бом, бом, бом!
Растирают рёбрами ладоней.
Почитайте, поиграйте - бом, бом, бом!
Кладут ладони на плечи и растирают плечи круговыми движениями.
А уйду – тогда гуляйте… бом, бом, бом!
Поглаживают ладонями.
Упражнение «Поймай солнечного зайчика». Упражнение на ориентировку в пространстве собственного тела.
Выглянуло солнышко. Мышонок вышел на поляну и начал играть с солнечным лучиком. Давайте и мы поиграем. Поймайте солнечный лучик над головой, слева, у правого уха, за спиной, у левого глаза, перед грудью.
Актувлизация словаря по теме: Грибы. Упражнение в построении фразы с глаголом класть.
После дождя в лесу появилось много грибов. Мышонок взял корзину и пошёл собирать грибы, делать запасы на зиму. А мы давайте ему поможем собрать грибы в корзину.
Среди грибов Мышонок нашёл каштан и решил поиграть с ним.
Самомасаж каштанами. Развитие координации речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять! (Перекладывают каштан из одной руки в другую)
С каштаном будем мы играть!
Упражнения выполнять
С каштаном будем мы играть, (Прокатывание каштана между ладонями)
Между ручками катать!
В руку правую возьмём (Сильно сжимаем каштан в правой руке)
И сильней его сожмём!
Кулачок мы разжимаем, (Пальцы расслабляются, кулачок разжимается)
Расслабляем…Отдыхаем
В руку левую возьмём (Сильно сжимаем каштан в левой руке)
И сильней его сожмём!
Кулачок мы разжимаем, (Пальцы расслабляются, кулачок разжимается)
Расслабляем…Отдыхаем.
Знакомство с буквой Ш. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.
Когда Мышонок вернулся в Теремок, Звук [ш] очень обрадовался и показал ему свой портрет. (Демонстрационная буква Ш).
А Мышонок решил сделать маленький портретик Звука [ш] из фисташек, фасолин. (Дети выкладывают на индивидуальных панно букву Ш).
Упражнение в составлении и чтении слогов, слов с буквой Ш.
В это время подул сильный ветер, который принёс нам очень красивые листья. Это не совсем обычные листья, на одном из них тоже портрет Звука [ш], буква Ш и другие буквы, которые мы уже знаем. Давайте научим Мышонка составлять и читать слоги, слова с буквой Ш.
(Дети составляют и читают на панно слоги и слова).
Так и остался Мышонок в Теремке со Звуком [ш], жить-поживать, да зиму ждать.
Дети, вам понравилась сказка? А с каким звуком мы в ней познакомились?
Давайте соберём полную корзину осенних листьев для Мышонка и вспомним, в какие игры мы сегодня играли, что было интересно.
Вот и сказке конец, а кто в ней участвовал – молодец!
(Звучит фонограмма песни «В гостях у сказки»)