Елена Павловна Широкова
Мастер-класс для воспитателей и родителей «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и настольных логопедических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: поддержать взаимосвязь работы логопеда с воспитателями и родителями.
Помочь воспитателям обогатить логопедические занятия общеразвивающим комплексно-игровым материалом для активизации речи и познавательных процессов дошкольников.
Введение.
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.
Сегодня мы поговорим о коррекции звукопроизношения.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей и родителей „Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов и настольных логопедических игр“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Настольные игры своими руками
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2016
1. Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:
• подготовительный этап,
• этап постановки звука,
• автоматизация звука.
Что же такое «автоматизация»?
Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.
Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям хорошо использовать различные игровые приёмы.
2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков.
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Условно я разделила эти приёмы на две группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.
Практическая часть.
Попробуйте показать детям следующие упражнения, они веселые и не требуют никакого дополнительного оборудования.
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог, слово. Можно выбрать знакомую мелодию, например: «Маленькой елочке холодно зимой»
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1- 4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог.
Для упражнений «Колечки», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
Эти приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!
3. Настольные логопедические игры на автоматизацию звуков.
Играть всегда весело и интересно. Хочу вас познакомить с развивающими настольными играми, которые помогут вашему чаду автоматизировать поставленные звуки в речи, а также развить память и воображение ребенка.
Автоматизация звуков С - Ш
ИГРА «Ёжик»
Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изобразите большого ежа без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ёжику иголочки.
Правила игры. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголочки. Сидит ёжик и плачет. Давай вылечим ёжика и вернем ему его иголочки. А для этого нужно вспомнить и произнести слова со звуком Ш, тогда у нашего ёжика вырастут новые иголки. Если вам нужно дифференцировать звуки, например, звук -С- и -Ш-, то можно произносить слова с этими звуками, а ребенок пусть только повторяет слова со звуком Ш, а потом наоборот. После того, как малыш произнес четко и правильно слово, попросите его дорисовать иголочку ёжику.
Примеры слов для автоматизации звука -Ш -:
шапка, рубашка, мишка, ромашка, ландыш, малыш, крошка, бабушка и другие.
Примеры слов для дифференциации звуков С :
миска-мишка, каска-кашка, башня-басня, крыса - крыша, сила - шило.
Диференциация звука [Т], [Т’]
ИГРА «Шарики»
«Большой – маленький». Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изобразите воздушные шарики разных цветов без ниточек, под ними нарисуйте девочку. После того, как ребенок произнес слово с отрабатываемым звуком - С- попросите его дорисовать ниточку к шарику.
Правила игры.
У Маши было день рождение и ей подарили много шариков. Но играя с ними, девочка оборвала все ниточки у шаров. Ей очень грустно, так как шарики улетают. Давай «привяжем» ниточки к шарикам. Чтобы ниточки на шариках держались крепко, нужно четко и правильно произнести слова со звуком Т. Далее вы говорите слова, ребенок повторяет и дорисовывает ниточки шарикам. При артикуляции звуков [Т], [Т’] на игровом поле нарисуйте шарики синего и зеленого цвета. При произнесении слова со звуком [Т], ребенок дорисовывает ниточку синему шарику (синий цвет символизирует твердость согласного звука, а при произнесении слова со звуком [Т’] – зеленому шарику (зеленый цвет символизирует мягкость согласного звука).
Примеры слов для автоматизации звука [Т], [Т’]:
кот-котенок, утка-утенок, птица-птенчик, кит-китенок.
ИГРА"Жук"Автоматизация звука –Ж-
Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле изобразите большого жука с красными крылышками.
Во время произношения слов на отрабатываемый звук ребенок рисует черным фломастером кружочки на крылышках жука, «украшая» их. В конце игры спросите у ребенка, что за жук у вас получился (божья коровка).
Инструкция к игре: Жил-был жук, он любил летать и петь песенки: ж-ж-ж. однажды прошел сильный дождик и случилась беда: смыла водичка у жука «нарядный костюм». Грустно стало жучку, перестал он петь и летать. Давай украсим жука. Вспомни и произнеси слоги на звук -Ж-: жи-жи-жи; жу-жу-жу; жа-жа-жа. А после каждого произнесенного слога дорисуй на крылышки жучка черные кружочки.
Такие занимательные настольные игры, несомненно, понравятся вашим детям, тем более их можно запросто сделать своими руками.
ИГРА «Кенгуренок».
Для этой игры вам понадобится маленькая фигурка кенгуру с кенгуренком (можно найти в киндер-сюрпризах). В правом нижнем углу игрового поля изобразите пальму, к ней в виде линий и кружков проложен путь из верхнего угла. На каждом кружочке фигурка кенгуренка останавливается, и ребенок проговаривает нужное слово.
Инструкция к игре:
Чтобы заинтересовать ребенка поиграть с вами, расскажите ему историю, о том, что кенгуренок потерял маму и он сможет её найти, если пройдет этот путь. На каждой остановке нужно вспомнить и произнести слово со звуком Р и Рь. Если малыш затрудняется вспомнить слова на данные звуки, помогите ему, а он пусть повторит за вами. Начать игру можно со слов: «Мама Ру, мама Ру, все равно тебя найду!» (кидаем кубик, сколько выпало, столько ходов нужно сделать фишкой, произнося звук, слог или слово с заданным звуком). По окончанию игры появляется фигурка мамы Ру.