Людмила Ткаченко
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация. (Развитие речи)
Звуковая культура речи : звук «Ч»
Показываю изображение цифры 4.
Как вы думаете, что это?
Дети называют.
Говорю о том, что у этого знака есть сходство с одной буквой, обозначающей звук «Ч». И ещё одно сходство – цифра «4» произносится со звука «ч».
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтобы произнести этот звук нужно вытянуть губки, чуть-чуть сомкнуть зубки и, осторожно прикоснувшись язычком основания верхних зубов слегка вытолкнуть воздух между зубами. Давайте попробуем: Ч! Ч! Ч! Ч! Ч! На что это похоже? Правильно. Так мы призываем к тишине. А ещё можно сказать: «Чу!». Как в песне про ёлочку! «Чу! Снег по лесу частому…». А сейчас произнесу с ускорением: Чу-чу. На что похоже? Да, так едет поезд. Поиграем?
Руки согнуты. Дети изображают движение маховика колес поезда.
Чудо. Чудовище. Человек. Чёлка. Чаща.
Эти слова начинаются со звука «Ч».
Повторяют.
Грач. Плачь. Печь. Врач. Дочь.
Где находится звук «Ч» в этих словах?
Правильно. В конце слов.
Повторяют.
А теперь слова, в которых звук «Ч» находится в середине.
Кочка. Дочка. Точка. Бочка. Мочка. Почка. Ночка. Бычок. Крючок. Смычок.
Повторяют.
А теперь придумайте свои слова со звуком «Ч».
Дети придумывают.
Как всегда я придумала веселое упражнение. Повторяйте за мной каждую строчку.
Чи – чи - чи – чи – я лежала на печи.
Чо – чо – чо – чо – было оченьгорячо.
Че – че – че – че – два ожога на плече. 2-3 раза
Ча – ча – ча – ча – срочно вызвали врача.
Чу – чу – чу – чу – я не плачу – хохочу.
А теперь ещё одно упражнение – пальчиковая игра.
Чик – чик – чики - чки – взяли в руки ножнички.
Смыкают и размыкают указательный и средний пальчики на каждой руке
Чик – чик – чики - чки – режут чёлку ножнички.
Горизонтально проводят руками навстречу вдоль лба
Чи – ши – чи – ши – ты, расчёсочка, чеши.
Растопырив пальчики вставляют расчёсочкой друг меж друга
Ча – ша – ча – ша – как причёска хороша!
Сомкнув пальцы поднимают над головой, вывернув ладошками вверх, поднимают и опускают над головой
Ещё одно задание. У меня карточки с изображением предметов.
Показываю карточки, дети произносят хором название изображения
Так как мы изучаем звук «Ч», то нужно разделить эти карточки на 2 части. Те, которые со звуком «Ч», отложим вправо. Рисунки без звука «Ч» - влево.
Каждый ребенок подходит, берет очередную карточку, произносит слово, определяет наличие звука «Ч» и кладет в нужную стопку
Ночь. Мяч. Точка. Чемодан. Человек. Черепаха. Червяк.
А сейчас предлагаю сделать упражнение. Упражнение для язычка:
Чайка чай пила вчера
Чайка чай любила
Чайка ласточку с утра
Чаем угостила
Повторяют
А теперь игра «Кто внимательнее?»
Все становимся в шеренгу. Мы шагаем на месте и произносим рифму:
Для чего и зачем
Нам слова со звуком «Ч»?
Я произношу слово. Если в нём есть звук «Ч» прыгаем вперед. Если нет – остаёмся на месте. Кто ошибётся, возвращается назад.
Игра длится до тех пор, пока первые дети оказываются рядом с воспитателем.
Сегодня мы с вами узнали много интересного об одном звуке. Назовите его. Правильно. Запомните его и правильно произносите.