Денисенко Татьяна Павловна
Использование мнемотаблиц для развития коммуникативных навыков у детей ЗПР в индивидуальной работе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №443 г. Челябинск»
Денисенко Т. П. учитель-логопед 2017
.
Тема: Использование мнемотаблиц для развития коммуникативных навыков у детей ЗПР в индивидуальной работе
Понятия «общение» и «коммуникация»
Не всякое общение является коммуникацией,
но любая коммуникация между людьми
Публикация «Использование мнемотаблиц для развития коммуникативных навыков у детей ЗПР в индивидуальной работе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
строится на общении. В отличие от общения,
коммуникация предполагает наличие цели как
минимум у одного из участников.
В кратком психологическом словаре
коммуникация представлена как «смысловой
аспект социального взаимодействия», и, если
общение – это социальное взаимодействие,
то коммуникация – это смысл общения, это
взаимодействие в общении.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким–
нибудь ему неизвестным
пяти словам – он будет
долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких
слов с картинками и он
усвоит на лету».
Мнемотехника — в переводе с греческого -
«искусство запоминания», система
различных приемов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования дополнительных
ассоциаций
Примером может служить всем
знакомая фраза, которая помогает
запомнить цвета радуги:
Каждый, Охотник, Желает, Знать, Где,
Сидит, Фазан.
В рамках ФГОС использование
мнемотехники в образовательном
процессе позволяет интегрировать
несколько образовательных областей:
- Речевое развитие;
- Социально –коммуникативное
развитие;
- Художественно- эстетическое
развитие;
- Познавательное развитие.
ЦЕЛЬ
Формирование речевой активности дошкольника с
использованием коммуникативной технологии-
методики мнемотехники
ЗАДАЧИ
1. Учить детей связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли,
рассказывать о различных событиях из
окружающей жизни.
2. Формировать навыки культурного речевого
общения.
3. Развивать речь, расширять словарный запас,
психические процессы (память, внимание,
мышление, воображение)
В речи детей существуют
следующие проблемы:
Ребенок с
нарушением речи
Отсутствие
логического
обоснования своих
утверждений и
выводов
Отсутствие
логического
обоснования своих
утверждений и
выводов
Отсутствие
навыков
культуры речи
Отсутствие
навыков
культуры речи
Бедная
диалогическая
речь
Бедная
диалогическая
речь
Несформированность
грамматического строя
речи
Несформированность
грамматического строя
речи
Недостаточный
словарный запас
Недостаточный
словарный запас
Неспособность
построить
монолог
Неспособность
построить
монолог
Плохая дикция
Плохая дикция
Работа по мнемотаблицам состоит из
трё х этапов:
1. Составление и рассматривание
таблицы, разбор того, что на ней
изображено.
2. Преобразование из абстрактных
символов в образы (перекодирование
информации).
3. Пересказ с опорой на символы
(образы).
На начальном этапе овладения моделированием детям
предлагается декодировать мнемодорожки – часть
мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.
МНЕМОКВАДРАТЫ
МНЕМОДОРОЖКИ
это таблица из четырёх и более клеток, расположенных
линейно.
МНЕМОДОРОЖКИ
Мнемотаблицы - схемы, служат
дидактическим материалом в работе по
развитию коммуникативных навыков детей
Мнемотаблицы
Мнемотаблицы
Отгадывание и
загадывание загадок
Отгадывание и
загадывание загадок
Обогащение
словарного запаса
Обогащение
словарного запаса
Заучивание стихов
Заучивание стихов
Обучение составлению
рассказов
Обучение составлению
рассказов
Пересказ
художественных
произведений
Пересказ
художественных
произведений
МНЕМОТАБЛИЦЫ ПО СКАЗКАМ
МНЕМОТАБЛИЦЫ ПО ЗАГАДКАМ
Мнемотаблицы для обучения составлению
рассказов
МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ
СТИХОТВОРЕНИЙ
ХОДИТ ОСЕНЬ В НАШЕМ ПАРКЕ
ДАРИТ ОСЕНЬ ВСЕМ ПОДАРКИ
БУСЫ КРАСНЫЕ РЯБИНЕ
ФАРТУК РОЗОВЫЙ ОСИНЕ
ЗОНТИК ЖЕЛТЫЙ ТОПОЛЯМ
ФРУКТЫ ОСЕНЬ ДАРИТ НАМ
НАШИ МНЕМОТАБЛИЦЫ
ФОРМЫ РАБОТЫ С
РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ
Анкетирование
Собрание
Семинары практикумы
Консультации
Мастер – класс
Информация для родителей в
родительском уголке
Картотека таблиц по
мнемотехнике
Заключение
У детей появилось желание пересказывать сказки,
тексты, придумывать интересные истории – как на
занятии, так и в повседневной жизни;
Расширился круг знаний об окружающем мире;
Расширился активный и пассивный словарный
запас;
Появился интерес к заучиванию стихов и малых
фольклорных форм;
Дети преодолели робость, застенчивость.
Спасибо за внимание