Лучший педагог года

Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР

Елена Давыдова
Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей логопедических групп

Использование мнемотаблиц в работе

с дошкольниками с ОНР

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. В дошкольном возрасте, когда проис-ходит овладение образными средствами (сенсорными эталонами, символами, знаками, наглядными моделями, одним из эффективных приемов запоминания является использование мнемотаблиц.

Публикация «Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР» размещена в разделах

Мнемотаблица состоит из картинок (изображений, соответствующих словам или смысловым блокам текста. Текст зарисовывается схематически. Ребенок, прослушав текст, используя графическое изображение, вос-производит текст целиком.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений, потешек, скороговорок, текстов для пальчиковых игр, пересказе (сказок, рассказов, басен).

Работа начинается с использования готовых мнемотаблиц для пересказа текста. Когда у детей появляется интерес, можно начинать использовать мнемотаблицы для разучивания стихов, потешек, скороговорок, текстов пальчиковой гимнастики.

Затем детям предлагается самим создать мнемотаблицу. На первых этапах дети пытаются зарисовывать каждое слово или предложение. По-степенно начинают объединять информацию в смысловые блоки и коди-ровать ее.

В процессе работы с мнемотаблицами у дошкольников улучшаются графические навыки: сначала рисунки, созданные ребенком, понятны только ему, затем, когда дети научаются сравнивать и выбирать наиболее понятные и емкие символы, мнемотаблица, созданная одним ребенком, становится понятной и другим детям. На этом этапе дети сами могут решить, нужна для запоминания мнемотаблица или нет. Это свидетельствует о том, что у дошкольников появляется критичность к своим способностям и возможностям.

Работа с дошкольниками состоит из двух этапов: обучающего и прак-тического (создание мнемотаблицы ребенком).

На первом этапе дети знакомятся с мнемотаблицами, их назначением. Параллельно ведется работа по развитию высших психических функций, мелкой моторики, координации речи и движения.

Содержание работы включает :

рассматривание таблицы и разбор изображенных фрагментов;

преобразование абстрактных символов в образы;

пересказ текста с опорой на символы (образы);

создание графической зарисовки мнемотаблицы ( здесь задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая и двигательная);

воспроизведение таблицы.

На этом этапе для развития мнемических способностей можно ис-пользовать следующие игры и упражнения.

Игра «Фотоаппараты» (на развитие внимания). Детям на одну се-кунду показывается карточка с любым изображением. Затем предлагается описать изображение как можно подробнее.

Упражнение «Рисуем слова» (подготовка к методу кодирования).

Игра «Объяснялки» (на развитие фантазии). По краткому описанию определить, о чем идет речь.

Упражнение «Рисуем фигуры» (на активизацию двуполушарной де-ятельности мозга). Двумя руками синхронно рисовать различные геоме-трические фигурки.

Игра «Опиши соседа» (на развитие внимания). Описывается внешность сидящего рядом ребенка с закрытыми глазами.

Игра «Чепуха» (на обучение методу ассоциативных цепочек с исполь-зованием мнемотаблицы из 16 картинок, на слух и зрительно).

Игра «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обе-зьянки»).

Игра «На что похожа цифра?» (на развитие фантазии, координации речи и движения).

Упражнение «Пропеллер» (на разработку сложнокоординированных движений). Одновременное вращение рук в противоположных направлениях и др.

Игра «Кукловод» (на активизацию двигательной памяти).

Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку-«кукле» и водит его по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4—5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5—6 шагов вперед и др. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пойти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети играют парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений (наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и др.).

Игра «Сделай как я!» со счетными палочками (на увеличение объема внимания). Результат достигается путем многократного повторения вари-антов игры. Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один игрок выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее второму игроку. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12—15.

Игра «Прятки» с тактильными дощечками (на совершенствование тактильного восприятия).

Игроку в руки дается одна тактильная дощечка для ощупывания, затем ее прячут в ряд из 10—13 других дощечек, находящийся за ширмой или под платком. Игроку требуется на ощупь найти свою дощечку.

Игра «Не урони!» со спичками (без серной головки) (на развитие мел-кой моторики). Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышку ставят на стол узкой длинной гранью параллельно друг другу. Игрок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить. Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок. Если справился, то пробует проделать, то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. Если хоть одна спичка упадет на стол, игра начинается сначала. Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4+1 = 5 спичек) и т. д. (Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.)

Игра «Волшебный круг» (на развитие навыка сосредоточения). Педагог предлагает детям направить свое внимание на нарисованную в кругу (диаметром 25 см) звездочку («Постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку») и удерживает их внимание как можно дольше (от 0 до 30 секунд). Затем переводит внимание игроков на червячка (время же, далее на крестик, палочку и, наконец, точку.

Игра «Слухачи» (на развитие навыка сосредоточения). Детям пред-лагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, заем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу, затем — на звуки на территории детского сада (вне здания, затем — на звуки на дороге. По окончании цепочки переключения

слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

В процессе второго этапа используются игры с разрезными мнемо-таблицами.

«Разложи по порядку, чтобы получился рассказ». Восстановить последовательность картинок по памяти.

«Найди нужные фрагменты». Из предложенных картинок выбрать те, которые относятся к указанной теме.

«Найди место». Определить местоположение «выпавшей» картинки.

«Найди лишний фрагмент».

«Найди ошибку». Найти ошибки в последовательности картинок после прочтения текста.

«Путаница». Предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаб-лицы.

«Не зевай, нужный фрагмент поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит нужную картинку.

В результате работы с мнемотаблицами у ребенка :

развивается ассоциативное мышление;

развивается зрительное и слуховое внимание;

развивается зрительная и слуховая память;

формируются воображение, творчество;

улучшаются графомоторные навыки;

повышается интерес к занятиям;

повышается самооценка;

повышается уровень умственного развития.

У дошкольника развивается умение выделять в тексте самое суще-ственное, главную мысль, фиксировать это в рисунке и использовать ко-дированную информацию по истечении какого-то времени.

Кроме того, в работу с мнемотаблицами активно включаются и роди-тели. Они являются первыми помощниками в закреплении полученных навыков у детей. Именно на родителях дошкольники проверяют понятность своих мнемотаблиц. Близкие взрослые выступают в роли учеников, которых малыши обучают приемам мнемотехники, тем самым повышая свою самооценку и уверенность в своих силах.

Таким образом, использование в работе с детьми логопедических групп мнемотаблиц способствует развитию всех компонентов речи дошкольников, формированию универсальных учебных действий, а также включению родителей в коррекционно-развивающии процесс ДОО, т. е. является эффективным и незаменимым приемом работы учителя-логопеда.

Используемая литература.

1. Специальное и эксклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов из опыта работы / сост. Н. В. Нищева. – СПб, 2015.

2. Н. В. Нищева. Родителям о речи ребенка – СПб: Детство-Пресс, 2012.

3. Н. В. Нищева. Если ребенок плохо говорит – СПб: Детство-Пресс, 2011.

Публикации по теме:

Использование магнитной доски в работе с дошкольникамиИспользование магнитной доски в работе с дошкольниками Богавиева С. А. Большакова О. В. — соавтор Незаменимым помощником для организации образовательной деятельности является магнитная доска.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками Консультация для педагогов. Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, это самый доступный вид деятельности,.

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольникамиИспользование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.

Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками В условиях обновления содержания образования педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Отчёт по самообразованию «Использование фототехники при работе с дошкольниками» «Использование фототехники при работе с дошкольниками» Хочу сразу отметить, что тема очень интересная и объемная: ограничений нет - можно.

Статья «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками» Статья «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками» Учитывая современную жизнь, система образования, предъявляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 15:16
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Давыдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД