Наталья Кравцова
Презентация «Дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Кравцова Наталья Владимировна, я работаю воспитателем подготовительной группы комбинированной направленности, «Детский сад №2».
Хочу представить вашему вниманию презентацию из опыта моей работы на тему….
«Дидактические игры, как средство развития коммуникативных навыков
у детей с ОНР».
Публикация «Презентация „Дидактические игры как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работа по формированию коммуникативных умений может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов).
Дидактическая игра имеет две цели :
одна из них обучающая, которую преследует взрослый,
а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Задачи:
-Развивать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия детей;
- Формировать основные виды речевой деятельности;
- Воспитание интереса и уважительного отношения к слову.
Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к играм.
Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности.
В своей практической деятельности совместно с учителем- логопедом для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР используем различные игровые приемы.
Для меня особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.
Я считаю, что в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Дидактическая игра – (происходит от слова – поучительный) —Это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения.
Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Так структуру дидактической игры образуют :
1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;
2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
1)предметные игры – это игры с народной тематикой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки, мозаика, игры с различными природными материалами (листья, семена). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2) настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение)
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.
- домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.
- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
3) словесные игры. В эту группу входит большое количество игр «Герои сказок», «Домашние и дикие животные», игры по ПДД, игры на составление слов, проговаривание букв и звуков… большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь, классификацию.
Вывод
Ведь основной задачей воспитателя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР является преодоление речевого недоразвития у ребенка.
Значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.
Немаловажную роль играет здесь и работа по привлечению к процессу развития речи детей их родителей. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают чувства, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий.
Так на специально организованных родительских собраниях проводится знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на преодоление речевого недоразвития у ребенка.
Таким образом, если при построении работы по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР использовать дидактические игры, то процесс развития речевой деятельности таких детей протекает более успешно.
Уважаемые педагоги, наш «Паровозик счастья» желает вам побольше фантазии и игры! Ведь именно в этом случае мы с вами «возвращаемся» в детство, а значит, способны лучше понять, почувствовать ребенка и помочь ему.
Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность.
И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная, конкурентоспособная, а, главное, счастливая личность!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!