Татьяна Михайлова
Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия.
1. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша.
План проведения мастер-класса :
1. Знакомство с блоками Дьенеша.
2. Практические игры и упражнения с блоками.
3. Заключение.
Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».
Описание мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование логических блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить проблеме развития интеллектуально-творческого потенциала личности одаренного (способного) ребенка. Поэтому перед нами педагогами стоит задача поиска альтернативных форм и методов работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности. Обучение должно предполагать индивидуальный подход к таким детям, а именно применение дифференцированных заданий и упражнений разной сложности. Одним из направлений работы с одаренными детьми в нашем образовательном учреждении являются развивающие игры - логические блоки Дьенеша.
Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».
Так какие задачи мы решаем, используя логические блоки
в работе с детьми :
Развиваем логическое мышление.
Формируем представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Развиваем умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать.
Знакомим с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развиваем пространственные представления.
Развиваем умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Воспитываем самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развиваем познавательные процессы, мыслительные операции.
Развиваем творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их в индивидуальной работе как с одаренными детьми за счет усложнения заданий, так и с детьми плохо усваивающими программу для закрепления ранее изученного материала в нестандартной форме. Также работаем с блоками группами «сильный-слабый».
Что же представляют из себя блоки Дьенеша? Логический набор состоит из 48 геометрических фигур.
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Давайте, разберемся, что обозначает каждый символ.
Формы изображены контуром, цвета в виде цветной кляксы, размер в виде большого и маленького домика, толщина в виде двух человечков – толстого и тонкого. Например, вот такие символы (показ слайда) обозначают большой красный круг. Теперь давайте вместе попробуем расшифровать несколько закодированных фигур. (Показ слайда – 1. Большой синий прямоугольник. 2. Маленький синий треугольник. 3. Маленький, тонкий, красный квадрат)
Работу с блоками я начала в прошлом году, в подготовительной группе. В настоящее время продолжаю её уже с малышами. Вначале предоставляю детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогают в запоминании программного материала.
Малышам предлагаются самые простые игры. 1. Найди все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, форме). 2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
Детям нравится игра «Мои игрушки» (Можно использовать как индивидуально, так и с подгруппой детей). Здесь малышам выдаются карточки со схематическим изображением игрушки, они должны из блоков на столе выложить плоскостное изображение. Стоит добавить, что в работе не всегда необходимо использовать набор блоков, можно использовать и плоскостные фигуры.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности. Что вы видели сегодня на представленном занятии.
В старших группах на занятиях по математике можно использовать такое задание. Детям демонстрируется схема и по ней нужно сказать: «Красный, треугольный, большой блок по счету какой?» (На рисунке четвертый). Вам коллеги предлагаю такое задание «Назовите цвет, форму, размер (второго, пятого) блока.
б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
б) настольно-печатных играх. Например, игра «Расставь блоки по местам». Для этого нужно изготовить игровое поле и дети должны расставить по нему блоки. (Предложить педагогам разделиться на две команды и заполнить игровые поля).
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек). Ребенок должен в качестве денег выбрать маленький, тонкий красный треугольник. (Предложить воспитателям совершить несколько покупок). Аналогично можно провести игру «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками, «Поезд» (билеты, места). Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.
Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. Примером может служить вот такая игра (показ презентации). Здесь нужно по знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т. д. Очень много аналогичных заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса. (Предложить ознакомиться)
На этом наш масте-класс приходит к логическому завершению и чтобы обобщить его материал, я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил сейчас нужно представить в 5 строках.
1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных.
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.
Пример:
«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет.
Новые знания достигаются путем изучения и ценой усилий.
На мой взгляд, мы сегодня плодотворно потрудились, и новые знания, приобретенные в ходе мастер- класса пригодятся вам в дальнейшей работе.