Приложение МААМ

Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Татьяна Авдеева
Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Цель мероприятия

Познакомить педагогов с программой занятий "Школы общения", направленной на углубление и расширение знаний о способах общения. Формирование социально-коммуникативных навыков и умений детей в общении со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи мероприятия

1. Напомнить о трудностях, которые препятствуют детям с ЗПР общаться между собой, с окружающими людьми.

Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

2. Напомнить о том, что к детям неодходимо относиться как к субъекту взаимодействия.

3. Выделить основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников с ЗПР.

Оборудование мероприятия

Анкеты для родителей, педагогов.

Содержание мероприятия

Вводная часть

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, обеспечивает условия их продуктивного взаимодействия с окружающими, является существенным фактором социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Учёными доказано, что без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей с ЗПР развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

Изложение лекционного материала

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

1. с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

2. с неразвитостью структурных компонентов общения;

3. с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Дошкольники с ЗПР не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания - простые, не связанные между собой. Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

Педагоги часто относятся к ребёнку как к объекту педагогического воздействия, но не как к субъекту взаимодействия. В коррекционных группах для детей ЗПР преобладает "учебно - дисциплинарная модель общения". Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определённых умений и навыков, в то время, как личностному развитию, внутреннему миру ребёнка внимания уделяется мало. Такой характер общения педагогов с детьми создаёт неблагоприятные условия для формирования общения и в некоторых случаях усугубляет недостаточность социально-коммуникативных умений и навыков у детей.

Таким образом, можно выделить основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников с ЗПР :

1. Коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации и овладению соответствующими практическими умениями;

2. Коррекционнно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений;

3. Работа с родителями.

Решение задач по выделенным направлениям работы необходимо осуществлять комплексно и последовательно, а так же систематически.

Локтева Е. В. составила коррекционно-развивающую программу "Школа общения" на основе программы "Азбука общения" (Л. М. Шипицына). Содержание программы "Школа общения" составляют четыре раздела: "Как мы общаемся" (знакомство с различными способами общения, понимание эмоций собеседника по его жестам и мимике) ; "Будем вежливы" (использование в речи вежливых слов, соблюдение правил поведения во время разговора) ; "Давайте друцжить" (развитие умений понимать друг друга, взаимодействовать со сверстником) ; "Наши добрые дела и поступки" (преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения). В работе можно использовать этюды: "Запомни и покажи моё настроение", "Зеркало", "Дождь", "Иностранец" - Цель которых : ознакомить детей с невербальными средствами общения; тренировать умение самостоятельно отображать различные эмоции, настроение с помощью мимики, жестов, движений тела. Рекомендуется проводить занятия на темы: "Волшебные слова", "Уроки этикета", "Умеем ли мы быть вежливыми", "Разговор по телефону", "Путешествие в страну вежливых слов", а так же дидактические игры и упражнения "Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Доскажи словечко", "Испорченный телефон". Эти игры и занятия знакомят детей с различными формами вежливого обращения друг с другом, правилами поведения принятыми в обществе. Способствуют умению вести доброжелательную беседу. Закрепление правил поведения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствует чтение и обсуждение художественной литературы: О. Дриз "Добрые слова", И. Пивоваров "Вежливый ослик", В. Осеева "Волшебное слово". Для того, чтобы сформировать у детей представление о смысле слов "друг", "дружба", рекомендуется воспитывать положительное отношение к скромности и правдивости как к норме поведения, а так же формировать умение понимать и оценивать поступки других. Большое значение придаётся обучению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Детям можно прочитать художественные произведения нравственно-етического содержания: Л. Толстой "Два товарища", А. Барто "Вовка добрая душа", В. Осеева "До первого дождя", "Просто старушка", С. Маршак "Мастер-ломастер", "Рассказ о неизвестном герое" и др. Большое значение имеют занятия на темы: "Поговорим о скромности и правдивости", "Что такое дружба? ", "День рождения", "Папа, мама, я - дружная семья", "Там, где дружат, - живут не тужат"; этюды: "Кто виноват? ", "Встреча друга", "Поссорились и помирились". Обучая детей оценивать не только не только свои поступки, но и поступки товарищей, правильно строить своё поведение в различных ситуациях. При работе с детьми используются следующие методы и приё мы:

1. Беседы: "За что меня можно хвалить, ругать? ", "О хороших и плохих поступках", "Какие бывают привычки".

2. Этюды: "Капризуля", "Заяц-хваста", "Задавака", "Упрямые карлики", "Конкурс лентяев".

3. Игры-драматизации: "Что такое хорошо и что такое плохо", "Два жадных медвежонка", "Узнай себя",

4. Совместное чтение и обсуждение художественных произведений: В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе", С. Михалков "Бараны", А. Барто "Девочка чумазая", Н. Калинина "Первый день в детском саду".

5. Решение проблемных ситуаций: "Как бы ты поступил? ", "Хорошо или плохо".

6. Подвижные игры: "Смелые мышки", "Зайка", "Танцоры и музыканты".

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Формирование графомоторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений Формирования графомоторного навыка у старших дошкольников с ЗПР посредством кинезиолгических упражнений. Цель: познакомить педагогов с.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)» Способность.

Формирование социальной компетенции у старших дошкольников в условиях социально-коммуникативного развития Введение В общественном сознании людей 21 века получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, агрессивность. Долгое.

Мини-проект по формированию социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста «Давайте поиграем!» Цель проекта: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Образовательные задачи проекта:.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру» Обобщение опыта работы на тему: «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру» Калашниковой.

Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников в процессе коллективной изобразительной деятельности Слайд 1. (название сообщения).

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом. Опыт работы. .

План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников». Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 21:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Авдеева (УИ 185974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД