Татьяна Авдеева
Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
Цель мероприятия
Познакомить педагогов с программой занятий "Школы общения", направленной на углубление и расширение знаний о способах общения. Формирование социально-коммуникативных навыков и умений детей в общении со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи мероприятия
1. Напомнить о трудностях, которые препятствуют детям с ЗПР общаться между собой, с окружающими людьми.
Публикация «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
2. Напомнить о том, что к детям неодходимо относиться как к субъекту взаимодействия.
3. Выделить основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников с ЗПР.
Оборудование мероприятия
Анкеты для родителей, педагогов.
Содержание мероприятия
Вводная часть
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, обеспечивает условия их продуктивного взаимодействия с окружающими, является существенным фактором социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Учёными доказано, что без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей с ЗПР развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.
Изложение лекционного материала
Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:
1. с несформированностью возрастных форм общения этих детей;
2. с неразвитостью структурных компонентов общения;
3. с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.
Дошкольники с ЗПР не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания - простые, не связанные между собой. Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.
Педагоги часто относятся к ребёнку как к объекту педагогического воздействия, но не как к субъекту взаимодействия. В коррекционных группах для детей ЗПР преобладает "учебно - дисциплинарная модель общения". Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определённых умений и навыков, в то время, как личностному развитию, внутреннему миру ребёнка внимания уделяется мало. Такой характер общения педагогов с детьми создаёт неблагоприятные условия для формирования общения и в некоторых случаях усугубляет недостаточность социально-коммуникативных умений и навыков у детей.
Таким образом, можно выделить основные направления коррекционной работы по формированию социально-коммуникативных навыков и умений дошкольников с ЗПР :
1. Коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации и овладению соответствующими практическими умениями;
2. Коррекционнно-педагогическая работа с использованием театрализованных игр и специальных упражнений;
3. Работа с родителями.
Решение задач по выделенным направлениям работы необходимо осуществлять комплексно и последовательно, а так же систематически.
Локтева Е. В. составила коррекционно-развивающую программу "Школа общения" на основе программы "Азбука общения" (Л. М. Шипицына). Содержание программы "Школа общения" составляют четыре раздела: "Как мы общаемся" (знакомство с различными способами общения, понимание эмоций собеседника по его жестам и мимике) ; "Будем вежливы" (использование в речи вежливых слов, соблюдение правил поведения во время разговора) ; "Давайте друцжить" (развитие умений понимать друг друга, взаимодействовать со сверстником) ; "Наши добрые дела и поступки" (преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование навыков адекватного поведения). В работе можно использовать этюды: "Запомни и покажи моё настроение", "Зеркало", "Дождь", "Иностранец" - Цель которых : ознакомить детей с невербальными средствами общения; тренировать умение самостоятельно отображать различные эмоции, настроение с помощью мимики, жестов, движений тела. Рекомендуется проводить занятия на темы: "Волшебные слова", "Уроки этикета", "Умеем ли мы быть вежливыми", "Разговор по телефону", "Путешествие в страну вежливых слов", а так же дидактические игры и упражнения "Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Доскажи словечко", "Испорченный телефон". Эти игры и занятия знакомят детей с различными формами вежливого обращения друг с другом, правилами поведения принятыми в обществе. Способствуют умению вести доброжелательную беседу. Закрепление правил поведения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствует чтение и обсуждение художественной литературы: О. Дриз "Добрые слова", И. Пивоваров "Вежливый ослик", В. Осеева "Волшебное слово". Для того, чтобы сформировать у детей представление о смысле слов "друг", "дружба", рекомендуется воспитывать положительное отношение к скромности и правдивости как к норме поведения, а так же формировать умение понимать и оценивать поступки других. Большое значение придаётся обучению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Детям можно прочитать художественные произведения нравственно-етического содержания: Л. Толстой "Два товарища", А. Барто "Вовка добрая душа", В. Осеева "До первого дождя", "Просто старушка", С. Маршак "Мастер-ломастер", "Рассказ о неизвестном герое" и др. Большое значение имеют занятия на темы: "Поговорим о скромности и правдивости", "Что такое дружба? ", "День рождения", "Папа, мама, я - дружная семья", "Там, где дружат, - живут не тужат"; этюды: "Кто виноват? ", "Встреча друга", "Поссорились и помирились". Обучая детей оценивать не только не только свои поступки, но и поступки товарищей, правильно строить своё поведение в различных ситуациях. При работе с детьми используются следующие методы и приё мы:
1. Беседы: "За что меня можно хвалить, ругать? ", "О хороших и плохих поступках", "Какие бывают привычки".
2. Этюды: "Капризуля", "Заяц-хваста", "Задавака", "Упрямые карлики", "Конкурс лентяев".
3. Игры-драматизации: "Что такое хорошо и что такое плохо", "Два жадных медвежонка", "Узнай себя",
4. Совместное чтение и обсуждение художественных произведений: В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо", К. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе", С. Михалков "Бараны", А. Барто "Девочка чумазая", Н. Калинина "Первый день в детском саду".
5. Решение проблемных ситуаций: "Как бы ты поступил? ", "Хорошо или плохо".
6. Подвижные игры: "Смелые мышки", "Зайка", "Танцоры и музыканты".