Татьяна Кувакина
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Арт - терапия (дословно) - лечение видами искусства, нашла применение в системе творческих занятий.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Что же развивают арт-терапевтические средства у детей раннего возраста?
Темочки:
Развивают познавательную деятельность (т. е. дети познают окружающие его предметы и явления);
Речевую активность (пополняется словарный запас);
Развивается сенсорная сфера (цвет, форма, величина);
Развиваются общая и мелкая моторика;
Развивается уверенность в себе;
Гармонизируется эмоциональное состояние у детей;
Способствует развитию детского коллектива.
Какие бывают виды арттерапии?
Сказкотерапия. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Цветотерапия. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т. д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения.
Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.
Песочной терапии. Песок первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Игры с песком один из самых приятных способ обучения. Во время игр обязательно комментируем все, что делает и видит ребёнок.
Игры с песком способствуют развитию ручной умелости, зрительно – двигательной координации, позволяют стимулировать речевую активность детей. Стимулируя с помощью игр с песком мелкую моторику рук, тем самым мы активизируем отделы мозга, зоны отвечающие за речь. Игры и упражнения с песком позволяют добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определенного действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
Кроме песка можно использовать в работе (манку, гречку, рис). В ходе деятельности предложить ребенку различные задания:
Поиграть в увлекательные и интересные игры, как с сухим, так и с влажным песком: “Здравствуй, песок”, “Что спрятано в песке?”, “Бабушкино сито”, “Песочные прятки”, “Рисуем игрушки”, “Узоры на песке”, “Отпечатки”, “Куличики”, “ Посадим цветочки” и т. д.