Ольга Сидорова
Опыт работы «Эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию из общения опыта работы "эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
Цель данной темы: Создать условия для практического освоения технологии ТРИЗ, чтобы заинтересовать вас ТРИЗ технологиями и сподвигнуть использовать ТРИЗ в работе с детьми. Идеал системы образования 21-го века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления.
Публикация «Опыт работы „Эффективность применения методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Данную работу я провожу, чтобы поделиться опытом применения технологии ТРИЗ в работе. Свою работу я строю по дидактическим материалам: это литература, дидактические игры.
Основной целью ТРИЗ является не просто развитием фантазии у детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящего. В своей работе я использую программу коллективных игр и занятий.
При проведении О. Д. и игр я старалась, чтобы ребенок делал самостоятельный выбор темы и вида деятельности.
При построении О. Д. я старалась дать минимум информации, - максимум рассуждений.
Обязательная активизация творческого мышления из чего можно сделать вывод - ТРИЗ с одной стороны - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.
При проведении О. Д. я использовала:
Беседу
С/Р игры, дидактические игры
Инициирование и моделирование ситуаций
Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов:
На первом этапе я давала образовательную деятельность, не как форму, а как поиск истины и сути.
На этом этапе ребенок знакомится с каждым компонентом в отдельной игровой форме.
Игра: "Угадай, что я загадала", например : я загадала слово "слон", дети задают вопрос (это живое, растение, животное, оно большое и т. д., а воспитатель отвечает только "да" или "нет").
У детей обогащается круг представлений, словарный запас, на этом этапе дети рассуждают, думают, говорят.
Второй этап: "Выявление противоречий", например : выявляется объект и предлагается найти "+" и "-".
К старшему возрасту предлагают следующий этап - "разрешение противоречий", например : "Как перенести воду в решете?"
И здесь нам приходят на помощь карточки-символы (маленькие человечки) т. е. изменения агрегатного состояния воды.
На последнем этапе дети показывали открытое занятие, что вызывает большой интерес и желание узнать больше нового.
По завершению своей работы дети достигли хороших результатов. Участвовали во всероссийском конкурсе с детским проектом "полезна ли Кока-Кола?", где заняли призовое место.
Через использование ТРИЗ технологии детям легче освоить проектные методы в школе, которые учителя используют в начальных классах. Дети эти умения и навыки приобретают в детском саду, и те дети, которые используют ТРИЗ являются активными участниками детских исследовательских проектов.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в ТРИЗ технологии и вы будете применять ТРИЗ в своей работе и повседневной жизни детского сада.