Светлана Тихомирова
Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Первоочередной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является задача их социальной адаптации.
Особое место среди этих детей занимают дети с психофизиологическими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и задержка психического развития. Важно своевременно оказать психологическую помощь таким «особым» детям в формировании эмоционально – волевой сферы и повышении их адаптивных возможностей.
Публикация «Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Специалисты реабилитационных центров, где проходят комплексную реабилитацию дети с ОВЗ, постоянно находятся в поиске форм, приемов и методов, которые позволят сделать процесс социальной адаптации таких детей более эффективным.
В последнее время возрастает приоритетность применение арт-терапевтических методов, суть которых заключается в том, что дети через различные виды творческой деятельности, используя различные материалы (краски, цветные карандаши, воздушный пластилин, тесто для лепки, играя полбчают возможность выплеснуть отрицательные эмоции, выразить себя.
Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. [3].
Играя, рисуя, ребенок дает выход своим переживаниям и чувствам, мечтам и желаниям, выстраивает свои отношения с окружающим миром. Творчество есть прекрасное условие для самореализации, саморазвития, адекватной самооценки, уверенности в собственных силах ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. [5].
В целях внедрения арт-терапевтических приемов, в коррекционные занятия с детьми с психофизиологическими нарушениями, нарушением эмоционально - волевой сферы и задержкой психического развития, а нашем реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями разработана программа «Изумрудный город».
Целью программы является формирование и коррекция эмоционально-волевой сферы детей данной целевой группы посредством использования элементов арт-терапии (изо-терапия, мультимедийной терапии).
Первостепенными задачами программы выступает :
- выявление уровня эмоционального развития детей;
- организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий с использованием элементов арт-терапии, направленных на: ознакомление с основными эмоциями человека, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уровня самостоятельности, способности к самовыражению;
- активизировать способности ребенка, настроить его на преодоление
жизненных трудностей.
В ходе проведений групповых сессий применялись различные методы и приемы:
- развивающие игры;
- чтение и анализ художественных произведений;
- свободное и тематическое рисование (пальчиками и ладошками);
- анализ рисунков;
- комментирование и импровизации по содержанию рисунков;
- слушание музыкальных произведений.
Программой предусматривается не только занятия детей с педагогом- психологом, но и с воспитателями групп для закрепления полученных знаний и умений в свободной деятельности.
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями одно из важнейших условий реализации программы «Изумрудный город». Педагог-психолог проводит мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности воспитателей. В процессе консультирования воспитателей он:
- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области психоэмоционального состояния детей;
- дает психологическое обоснование дидактических принципов коррекции эмоционально-волевой сферы;
- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной и игровой среде;
- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе реабилитации;
- оказывает психолого-педагогическую помощь в закреплении пройденного материала в других видах деятельности.
Обобщая опыт реализации программы «Изумрудный город» за 2 года, отмечается, что дети лучше стали дифференцировать эмоции, заметно повысился эмоциональный фон, они успешней усваивают навыки управления собственными эмоциональными реакциями. Использование средств арт-терапии повышает эффективность психолого-коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.