Наталья Ветчинкина
Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему: “Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста с ОВЗ”
Тема: “Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ”
Подготовила: педагог-психолог Ветчинкина Н. С.
Фрязино, 2018
Содержание
1. Понятие “арт-терапия”
2. Цели и задачи арт-терапии
3. Виды арт-терапии
• музыкотерапия
• сказкотерапия
• изотерапия
• песочная терапия
4. Заключение
5. Список литературы
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ.
Публикация «Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Арт-терапия, это один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с ОВЗ.
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания.
Цель арт-терапии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
В работе с детьми с ОВЗ выделяю следующие задачи
• Расширять эмоциональный опыт;
• Обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;
• Снижать импульсивность, тревогу, агрессию детей с ОВЗ;
• Снижать эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать познавательные процессы;
Виды арт-терапии :
• музыка — это музыкотерапия;
• литература, книга — это библиотерапия;
• театр, образ — это имаготерапия;
• изобразительное искусство — это изотерапия;
• танец, движение — это кинезитерапия.
• Песочная терапия.
В своей работе с детьми с ОВЗ, я остановилась на музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапи, песочной терапии.
Музыкотерапия
Это использование музыки на занятиях с ребенком с ОВЗ в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики ребенка.
При использовании музыкотерапии происходит:
• эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
• ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности со взрослым или ребенком;
• происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;
• формирование чувства прекрасного.
Какие формы музыкотерапии существуют?
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.
Для работы, я использую серию дисков «Волшебные голоса природы», которые благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, снимает неврозы и раздражительность, успокаивает малыша. В них звучит и пение птиц, шум моря, весенняя капель и многое другое.
Также использую песни, которые требуют от ребенка выполнения простых движений, например «ты похлопай вместе с нами: хлоп-хлоп; ты потопай вместе с нами: топ-топ».
Сказкотерапия.
В работе с детьми дома ребенка, я использую прочтение таких сказок как «Репка», «Теремок», «Три поросенка». После прочтения, мы проигрываем их. Также можно отыграть эмоции персонажей сказок, например попросить ребенка показать, как волк злится, как боятся поросята и т. д. Еще использую различные четверостишья. С помощью пальчиковых кукол, мы обыгрываем некоторые.
Пальчиковый театр — это прекрасная возможность для ребенка с ОВЗ сыграть сказку. Можно одеть персонажа себе на пальчик и поиграть, что вызывает огромный интерес у детей. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить мини–представления.
С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).
Изотерапия
Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.
Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми дома ребенка, поэтому рисуночные сессии с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Условия успешного проведения изотерапии:
1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
3. Изобразительные техники и приёмы лучше использовать нетрадиционные.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Приемы изотерапии:
• Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить».
Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.
Определение «марание» выбрано в связи с не структурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.
• Рисование пальцами, ладошками.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок с ОВЗ, когда опускает палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.
Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.
Именно для этих детей игры с красками служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
• Рисование по - мокрому листу.
Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
• Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.
Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.
Можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
• Рисование предметами окружающего пространства.
Рисование мятой бумагой, губками, ватными палочками, коктейльными соломинками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется.
При рисовании соломинкой происходит дыхательная гимнастика, что очень важно для развития детей с ОВЗ.
• Техника каракулей.
Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др., а также для повышения самооценки.
Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.
Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.
Песочная терапия
Все дети любят играть с песком, а специалист, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребёнка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и лёгкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка концентрироваться.
Ребёнок играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребёнок каждый раз сам себя лечит. Для детей песочная терапия - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Психотерапевтическая работа с песком позволяют решать следующие задачи:
• Диагностические.
• Коррекционные.
• Терапевтические.
• Творческого развития.
Упражнения для песочной терапии.
На ровной поверхности песка взрослый и ребёнок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребёнка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребёнок будет немногословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или неприятные. Упражнение развивает мелкую моторику, учит давать характеристику своим ощущениям.
Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию. Являясь регрессивным материалом, песок способен проникать сквозь те защитные механизмы, которые при обычной терапии приходится преодолевать различными, порой долгосрочными, методами. Это ускоряет и облегчает процесс психокоррекции.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идёт благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определённым пальчиком определённой руки, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребёнок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью.
Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками даёт много возможностей для развития памяти. Пример: специалист ставит перед ребёнком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребёнок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребёнок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает её из песка.
Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.
Список литературы
1. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М. : Когито-Центр,2006. – 336 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006.—160 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / – СПб. : Речь, 2000. – 310 с.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.