Елена Сазонова
Использование арт-терапии в работе с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование арт-терапии в работе с одаренными детьми».
Цель – познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Человечество действительно нуждается
в чрезвычайно многочисленных гениях
и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и
давать им возможность реализации.
В. П. Эфроимсон.
Публикация «Использование арт-терапии в работе с одаренными детьми» размещена в разделах
Одаренный ребенок— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень мало спят. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи.
Одарённые дети нуждаются в поддержке взрослых не меньше, чем все остальные дети. Ребёнок может обладать высоким IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы будут его перспективы, зависит от взрослых.
Цель арттерапии с одаренными и мотивированными дошкольниками - обеспечить одаренным детям возможность сохранения здоровья, снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни одаренного дошкольника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на занятиях, преодолеть трудности в общении, позволяет достичь желаемой цели.
Арт-терапия - это терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания
Всевозможные занятия искусством не только раскрывают творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания.
Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.
Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам «лечения» творчеством можно отнести:
Изо-терапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.
Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.
Библио-терапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т. д.
Сказко-терапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказко-терапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки. Более подробно о ней можно прочитать в книге: «Сказко-терапия детских проблем» автора Ткач Р. М. .Книга раскрывает секреты психологической помощи детям от 3 до 10 лет. Автор просто и подробно передает заботливым родителям и педагогам знания, примеры и рекомендации для решения многих проблемных ситуаций с помощью терапевтических сказок.
Музыко-терапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.
Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.
Цвето-терапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.
Кукло-терапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит. д.
Мандало-терапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.
Фото-терапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;
Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.
Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.
Кино-терапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.
Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.
В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изо-терапия, сказко-терапия, песочная терапия, тестопластика и кукло-терапия. Это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.
Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.
Упражнения для занятия изо-терапией с детьми
Изо-терапия
Фактически все дети любят рисовать. Для изо-терапии можно использовать следующие материалы : бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.
Каракули
Очень простое и доступное упражнение. Предложите ребенку взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его. А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом, самовыражаясь.
Рисование рукой
Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного. С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.
Рисование музыки
Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует. Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.
Упражнение «Цветок»
Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок». Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.
Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т. п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.
Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.
А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой.
Арт-лепка из пластилина
Арт-лепка из пластилина — хорошая возможность развить у ребенка творческие способности и логическое мышление. В отличие от рисования, где рисунок нельзя исправить, поделку из обработанной глины можно в любой момент исправить. В свою очередь это хорошо влияет на психику ребенка, ведь в этом случае малыш не боится сделать ошибку.
Какие положительные качества развивает лепка арт- терапия у детей?
• Улучшает мелкую моторику — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;
• Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;
• Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — развивает у детей самостоятельность;
• Повышение самооценки — у ребенка получается достигать своей цели, благодаря чему у него возникает желание ставить новые достижимы цели;
• Улучшение внутреннего состояния/настроения — после сеанса арт - терапии, дети ощущают внутреннее удовлетворение.
Сколько длится арт - терапия пластилином?
Количество и частота посещений сеансов во многом зависит от потребностей ребенка и глубины проблемы. Для родителей и психолога главной целью является — улучшение внутреннего состояния малыша, приобретение стойких положительных эмоций. Обычно встречи «художественной лепки» проводят 1 раз в неделю, в особых случаях частота посещений может быть увеличена до 2 раз. Важно понимать, что хороший эффект достигается в случае соблюдения регулярности.
Какие техники используются при работе с пластилином?
• Рисунок на пластмассовой основе;
• Лепка геометрических фигур;
• Пластилиновая аппликация;
• Барельеф — лепка на плоскости с выступающими фигурами;
• Работа с дополнительными материалами — нитки, ленты, солома, проволоки, пуговицы.
Арт - терапия как способ развить творческие способности ребенка
Не обязательно дожидаться пока у ребенка проявятся какие-либо отклонения, чтобы повести его на «лечение лепкой». Можно смело вести своего малыша на сеансы «знакомства с пластилином» уже в трехлетнем возрасте. Кстати, в Японии очень много талантливых людей, а все потому, что ребенка с младенчества постоянно водят на сеансы развивающие творческие способности. Маленькие японцы скорее что-то вылепят или нарисуют, чем скажут фразу на родном языке. Такой подход уже показал свои положительные результаты. Когда ребенок еще только учится нормально говорить, у него будут заложена тяга к саморазвитию через творчество.
Песочная арт – терапия для детей
Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. «Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды. Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.
Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.
Знакомство с песком
В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей, «поздороваться» с песком, поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно, то же самое сделать ребрами ладоней. Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой. Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?». Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.
Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты! Творите на радость!
Упражнения:
1. Рисунки в ладошках.
Задание: обвести свою ладошку с пальцами на бумаге, затем путем дорисовывания превратить ладошку в объект
2. Рамка
Задание: на листе нарисована рамка, задача нарисовать эмоции на весь лист (т. е. выходя за рамку)
3. Релаксационная раскраска.
Литература:
https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/05/22/psihologo-pedagogicheskie-tehnologii
https://medznate.ru/docs/index-78857.html?page=5