Ольга Сажина
Использование интерактивной песочницы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР
Очевидно, что развитие ребенка следует начинать с раннего возраста, так как он является сензитивным периодом для развития многих психических процессов. Определяющим является уровень речевого и умственного развития ребенка, как высшая форма речемыслительной деятельности [2, c.40].
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. [3, с. 1].
Публикация «Использование интерактивной песочницы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Исследуя особенности развития дошкольников с общими нарушениями речи, О. А. Слинько отмечает, что первостепенной причиной неблагоприятных взаимоотношений в группе сверстников является несформированность средств общения. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.
Многочисленные исследовательские работы под руководством Г. В. Чиркиной выявляют, что особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи сочетаются с нарушениями коммуникативной сферы, что выражается в снижении потребности в общении.
Большой вклад в исследование особенностей личностного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, выполненное на кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М. А. Шолохова под руководством И. Ю. Левченко внесли авторы исследования И. Ю. Левченко, Г. Х. Юсупова. Они доказали, что личность ребенка характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности [1, c.40].
Дети с общим недоразвитием речи характеризуются низким уровнем познавательного развития. Отмечается неустойчивость внимания, трудности с его распределением.
Речевое отставание негативно сказывается и на мнемических процессах. По сравнению со сверстниками, снижена вербальная память и продуктивность запоминания.
Связь между особенностями психического и речевого развития определяет специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения когнитивными операциями, доступными их возрасту дети с нарушениями речевого развития уступают в развитии наглядно-образного мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, Характерна ригидность мышления [6, с. 17].
В практике коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи опираюсь на основной принцип Левиной Р. Е. о взаимосвязи неполноценности речевой деятельности и психического развития. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что речевые нарушения накладывают негативный отпечаток на коммуникативную, познавательную и эмоционально - волевую сферы ребенка.
Использование в современных условиях интерактивной песочницы как способа психолого – педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи расширяет границы и возможности классического метода песочной терапии, а также дополняет арсенал инструментов специалиста по коррекционной работе с детьми.
Интерактивная песочница – это комплекс, в котором при помощи технологий дополненной реальности обычный песок превращается в разнообразие природных ландшафтов, космическое пространство, или территорию городского массива. Занятия с интерактивной песочницей должны вызвать интерес у дошкольников, к познавательной, исследовательской деятельности, способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы. [4, с. 4].
Занятия в интерактивной песочнице проводятся индивидуально, или в подгрупповой форме. Все игры подразделяются на три группы: игры направленные на развитие познавательной сферы, эмоционально – волевой сферы и игры на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.
Безусловно, взаимодействие с природным материалом – песком воздействует благоприятно на эмоциональную сферу ребенка. Благодаря широкому разнообразию занятий и упражнений в интерактивной песочнице можно формировать целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
В зависимости от запроса, формируются цели работы с ребенком : развитие важнейших психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Релаксация, сопровождение адаптации, снижение уровня тревоги, подготовка к школе, развитие воображения. Работа над взаимоотношениями в семье или социальной группе. Работа со страхами, агрессией.
В некоторых играх используется музыкальное сопровождение – это звуки моря, леса, пение птиц.
С интерактивной песочницей дополняется и усовершенствуется курс психологической коррекции. Используя различные режимы и материалы для игры, проводятся занятия по коррекции эмоциональных нарушений, нарушений концентрации внимания и памяти, задержек психического, речевого и моторного развития.
Для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности выполняются следующие задания: действия с песком (пересыпание из ладони в ладонь, захватывание песка по щепоткам, надписи на песке пальцами или карандашами, поиски определенных предметов. На одном занятии используется по три игры, направленные на развитие и коррекцию определенных психических параметров.
Для коррекции задержки речевого развития и нарушений речи создаются условия в рамках интерактивной песочницы для проигрывания сказок, составления рассказов и историй. Предлагается проигрывание рассказа с игровыми персонажами. В ходе психолого – педагогической работы происходит постоянный диалог со взрослым или со сверстниками; обогащение словарного запаса по изучаемым темам, например «Лесное царство», «Морская сказка», «Путешествие в Африку», «Расскажи сказку», происходит работа над грамматической стороной речи.
Большое внимание уделяется развитию познавательной сферы. Для этого используются игры : «Запоминай – ка», «»Посчитаем и запомним», «Знакомство с фигурами», «Ищем клад». Режим «Фигуры» хорошо подходит для коррекционной работы и подготовки к школе. Можно использовать как в групповом, так и в индивидуальном формате. В раннем возрасте помогает тактильно познакомиться с геометрическими фигурами. Данный режим используется с детьми с тяжелыми нарушениями речи, также может использоваться в рамках психокоррекционной работы для детей с задержкой речевого, психического развития. Применим в работе по развитию сенсорики в младшем возрасте.
Способствуют развитию коммуникации, нравственных качеств, речи, моторики, снятию тревожности и мышечного напряжения: игра «Остров дружбы», «Волшебный город», «Транспорт», «Подводный мир», «Морская сказка» и так далее. Например, в режиме «Океан», в игре «Остров дружбы» детям предлагается отправиться в путешествие в страну Дружбы, создавать узоры волн на песке, затем построить остров, создавая гору из песка, украсить созданный остров, придумать ему название, местных жителей, и правила проживания. Завершается игра релаксацией. Предлагается ребятам подержать ручки над песочницей и почувствовать энергию добра и хорошего настроения, с пожеланием друг другу чего – то хорошего. По аналогии с игрой «остров Дружбы», игра «Город» подходит для тематических занятий, связанных с окружающим миром, так и для индивидуальной коррекционной работы. Здесь предлагается ладошками откапывать ручей до определенного уровня, чтобы кораблик поплыл.
Использование интерактивной песочницы в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи способствуют всестороннему развитию личности дошкольника. Используется для работы с семьей, для сплочения группы детей, в индивидуальном и групповом консультировании, налаживания коммуникации с ребенком и психокоррекции.
Список источников
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И. Ю. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2014 - 96 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5 М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
3. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
4. Ковба М. В., Утемов В. В. Интерактивная песочница в работе воспитателя : Познавательное развитие. ФГОС дошкольного образования: Методическое пособие. – Киров: Изд – во МЦИТО, 2017. – 40 с.
5. Пичугина И. И. Интерактивная песочница : методическое пособие // И. И. Пичугина. – Челябинск : ИП Мякотин И. В., 2016. – 56 с.
6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008 — 224 с.