Яна Юрьевна Цветова
Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом информационные технологии укрепляют свои позиции в жизни человека. Дети с малых лет подвергаются влиянию интернета и электронных гаджетов, они каждый день впитывают большое количество информации, которую получают из сети, телепрограмм, компьютерных игр. Теперь информационные технологии являются неотъемлемой частью ФГОС ДО и занимают особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитанники нашего детского сада – дети с различными патологиями зрения. Главной задачей педагогов является воспитание у них ответственного отношения к своему здоровью, гигиене зрения. Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с такими детьми являются систематические занятия зрительной гимнастикой. Для этого, как правило, используются различные виды тифлотренажеров, с помощью которых тифлопедагоги обучают детей правильному выполнению упражнений по укреплению глазодвигательных мышц. Проблема в том, что тренажеры в большинстве своем стационарны, при частом использовании они не способны надолго привлекать внимание ребенка. Здесь на помощь педагогам приходят информационно-коммуникативные технологии.
Для того чтобы сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, на основе программы Microsoft Power Point нами было разработано мультимедийное пособие «Интерактивные тифломинутки».
Главная цель данной технологии : профилактика зрительного утомления, укрепление глазодвигательных мышц, воспитание у дошкольников ответственного отношения к своему зрению, потребности здорового образа жизни.
Задачи:
• повысить интерес к занятиям зрительной гимнастикой;
• положительно воздействовать на общее психоэмоциональное состояние воспитанников;
• способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, воображения;
• укреплять глазодвигательные мышцы.
Преимущество данного пособия состоит в том, что его использование повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики. Благодаря ярким и запоминающимся изображениям, разнообразию тематики, оно помогает лучше концентрировать внимание, развивать воображение. Всё это сопровождается приятной музыкой, вызывая у ребят исключительно положительные эмоции.
Пособие представляет собой анимированные видеоролики на различные лексические темы: «Игрушки», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Посуда» и так далее. Задача детей – следить глазами за движущимися объектами на экране. При этом голова должна занимать фиксированное положение. Тематика тифломинуток разработана с учетом годового тематического планирования и соответствует возрастным особенностям детей.
Ценность данного пособия в его многофункциональности и интегративности. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся не только ориентироваться в пространстве, закрепляя понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого развивается мышление, внимание, закрепляются знакомые понятия об устройстве окружающего мира, совершенствуются коммуникативные навыки.
Например, тифломинутка «Зимние забавы» позволяет закрепить представления о признаках зимы, названиях зимних видов спорта, понятиях «большой» - «маленький». С детьми можно поиграть в игры: «Кто что делает?», «Сосчитай снежинки» и др. Во время тифломинутки «Зимующие птицы» детям можно предложить задания на развитие не только зрительного, но и слухового восприятия, послушать голоса птиц, познакомиться с новыми видами, вспомнить, чем птицы питаются зимой. Игры, в которые можно поиграть с детьми : «Назови самую большую/маленькую птицу», «Сосчитай, сколько птиц прилетело в кормушку» и т. д. Варианты игр зависят от цели и задач педагога.
Данную технологию педагог может использовать для развития речи, обогащения словарного запаса, как иллюстрацию к литературным произведениям. Например, тифломинутки на тему «Одежда» и «Посуда» могут использоваться как варианты дидактических игр по произведениям К. И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», служить иллюстративным материалом для формирования умения обобщать и классифицировать предметы.
Можно с уверенностью сказать, что применение интерактивных технологий для создания комплексов зрительной гимнастики имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Они эффективно сочетаются со всеми образовательными областями: познавательным, речевым, социально-коммуникативным, физическим, художественно-эстетическим развитием. В зависимости от целей образовательной деятельности могут меняться темы и музыкальное сопровождение тифломинуток. На их материале развивается внимание, память, мышление. Используя интерактивную форму зрительной гимнастики, педагог может эффективнее осуществлять контроль за ее выполнением. Данную технологию можно использовать для работы с детьми разных нозологических групп, как с ограниченными возможностями здоровья, так и сохранных. Она хорошо подходит для дистанционной формы обучения, может применяться не только педагогами, но и родителями.
В результате использования данной технологии :
• заложены основы формирования представлений у детей о важности заботы о своем здоровье, в частности, об органах зрения;
• усилился интерес воспитанников к выполнению упражнений, что в свою очередь способствовало формированию у детей навыка контроля режима зрительных нагрузок;
• продолжили формироваться навыки правильного выполнения упражнений на развитие глазодвигательных функций;
• улучшилось психоэмоциональное состояние воспитанников;
• повысились родительские компетенции в вопросах формирования у детей с ОВЗ навыков здоровьесбережения.