Наталья Лодыгина
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель Лодыгина Наталья Сергеевна.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.
1. Логоритмика
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
«….цель логоритмического воспитания – умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, то есть установить равновесие деятельности нервной системы»
В. М. Бехтерев
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными заболеваниями, играет огромную роль логопедическая ритмика, которая представляет собой систему движений в сочетании с музыкой и словом. Целью проведения занятий по логоритмике является развитие внимания, памяти-зрительной, логической, моторной, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, воспитание чувства ритма, умение перевоплощать, проявление своих творческих способностей. Практическая значимость моей работы заключается в том, что логоритмические занятия помогают детям преодолеть речевые и психоэмоциональные нарушения, и создают условия для более эффективной работы других специалистов : логопеда, деффектолога, психолога и др.
Занятия строятся в следующей последовательности:
Ходьба;
Элементы самомассажа;
Дыхательная гимнастика;
Артикулляционная гимнастика;
Пальчиковая гимнастика;
Песни (с использованием выразительного движения);
Детям доставляет огромное удовольствие выполнять все эти упражнения.
Таким образом, можно сделать вывод, систематические логоритмические занятия дают положительный результат. У детей расширяется диапазон голоса, формируется двигательно-моторная ориентация, умение воспринимать движение в целом, планировать составные части движения, активизируется процесс освоения речевого, обогащается мимика. См. приложение (мониторинг по логоритмике).
После занятий логоритмической ритмики, дети становятся более эмоциональными, жизнерадостными, раскрепощенными.
2. Танцетерапия
«Фольклорные танцы» - танцетерапия
Использование танцетерапии в системе коррекционной работы помогает найти способы, решать проблемы эмоционального, познавательного характера, помогающие нейтрализовать негативные моменты и выстроить адекватное поведение «особых детей».
Использование этнических танцев – один из множества подходов. сама идея лечить танцами была предложена Центру лечебной педагогики шведским лечебным педагогом Нордом Стуре на одной из научно-педагогической конференции (1993 году Швеция), где специалисты из разных стран мира собрались для обмена опытом в оказании помощи детям, страдающим различными нарушениями развития.
Народные танцы, отличающие самобытным, ярким национальным колоритом, как правила жизнеутверждающие, позволяют «заразиться» силой и свободой движений, дают возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный заряд.
Танец, одновременно решая сложные терапевтические задачи и аккумулируя творческий потенциал, позволяет опираться на более сохранные звенья в структуре личности и в тоже время активизирует дефициарные звенья.
Мною была разработанна классификация танцев (по степени и виду нарушений здоровья детей)
Дети с проблемами эмоционального характера
• «ерское коло» (Сербия);
• «коло с притопом» (Сербия);
ножнички» (Сербия);
• «ореховое дерево» (Румыния);
• «посажу-ка арбуз» (Сербия);
Дети агрессивные к внешнему миру.
• «Весна» (Армения);
• «старинный напев» (Израиль);
• «праведник» (цветет, как пальма (Израиль); и т. д.
Дети с проблемами познавательной сферы, в частности несформированность пространственных представлений.
• «ночной колпак» (Нидерланды);
• «а я по лугу.» (Россия)
• «о, Сюзанна!» (США) и т. д.
3. Музыкотерапия
Музыкотерапия-это лекарство, которое слушают.
Современная музыкотерапия представляет технологию разрешения развивающих, коррекционных, и воспитательных задач. В своей работе с «особыми» детьми, я использую активную и пассивную музыкотерапию.
При работе с пассивной музыкотерапии, мы предлагаем подгруппе детей, прослушать различные музыкальные произведения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое переживание.
При использовании в работе активную музыкотерапию, дети сами участвуют в исполнении тех или иных музыкальных произведений (музыкальный оркестр, танец-импровизация).
Основной целью помимо лечебного воздействия, происходит интеграция индивида, отрабатываются коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, комплексы.
Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми имеющими патологии в развитии, приводит к следующим выводам:
Использовать для прослушивания только произведения, которое нравится абсолютно всем детям.
Лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать внимание своей новизной, отвлекать от главного.
Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
Рекомендуемая музыка при релаксации:
Альбиони Т. «Адажио»;
Л. Бетовен «Лунная соната»;
К. Глюк «Мелодия»;
Э. Григ «Песня Сольвейг»;
К. Дебюсон «Лунный свет»;
Н. Римский-Корсаков «Море»;
К. Сенс-Санс «Лебедь»;
П. Чайковский «Осеняя песня»; «Сентиментальный вальс»;
Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
Ф. Шуберт «Аве Мария», «Серенада».
екомендуемая музыка при релаксации:
Индивидуально-дифференцированный подход
Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития и реабилитации детей с различными нарушениями здоровья является правильный индивидуально-дифференцированный подход.
В работе с детьми со зрительными патологиями учитываю офтальмолого-гигиенические требования:
Использование зрительных стимуляторов (яркие предметы, цветовые модули, яркой наглядности – больших размеров, метки на полу для ориентации в пространстве зала);
Элементы гимнастики для глаз, для снятия зрительного напряжения;
Рассаживание детей с учетом зрительного эффекта и этапа лечения (оклюзионный период лечения, послеоперационный восстановительный этап).
Студийно-кружковая работа
«Да пропади пропадом день, когда мы не танцевали хоть раз!» Ф. Ницше
«хореография»
На протяжении многих лет я овладеваю искусством танца, стремлюсь научить детей «свободному, выразительному движению тела», естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза.
Другими словами моя работа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы конкретизируются в зависимости от имеющихся заболеваний наших детей (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата).
Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Берштейна И. М. Сеченова, В. М. Бехтерова и др.)
Дети, посещающие кружок хореографии показывают положительные результаты; они способны воспринимать и передавать в движении образ и основные способы выразительности, способные изменить движение в соответствии с фразами, темпом, ритмом и сменой частей музыки.
В конце года дети старались постоянно встать поближе к педагогу, что стало говорить об их уверенности к себе.
С использованием симфонической музыки, дети стали более гибкими, стали хорошо ориентировать в пространстве, стали более внимательными. Стала более разнообразная музыкальная, двигательная и зрительная память.
Подведение итогов-праздники и развлечения
Праздник! С каким нетерпением ждут его дети! И вот он, долгожданный, наступил – искристый и радостный, полный удивительных чудес, волшебных красок и звонкого смеха.
Сделать детский праздник незабываемым, помочь детям попасть в мир чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – одна из основных целей при подготовке к мероприятиям.
Одним из принципиально важных моментов для меня, как организатора, является то, что ни один ребенок на празднике не оказывается безучастным, каждый должен получить свою, пусть небольшую, но незаменимую роль. Поэтому сценарии пишутся довольно насыщенными, в них много различных сказочных персонажей и действующих лиц. В основе содержания того или иного сценария, как правило, сказочный сюжет. Дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре развития этого сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются» со злом, добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только эмоциональный, но нравственный заряд. Большинство поэтического материала, хореографических постановок, музыкальных игр- мое авторское сочинение. И счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда организаторам этого праздника!