Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, любознательность, открытость в общении, способствуют его наибольшей уязвимости. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Слайд 3
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Содержание раздела «Безопасность жизнедеятельности» образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования направлено на достижение этой цели.
Дошкольному образованию в современных условиях необходимы методы и приемы обучения, повышающие эффективность образовательного процесса по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
В Государственной программе развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015-2020 годы одной из актуальных задач определена разработка и внедрение современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, электронных средств обучения. На внедрение в образовательный процесс электронных ресурсов обращено внимание и в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь к учебному году.
Слайд 4
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Это технологии, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа, это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств, формы и методы применения которых способствуют совершенствованию деятельности специалистов учреждений образования, образованию детей.
Слайд 5
Новые цифровые технологии уже вошли во все стороны нашей реальности, активно проникают в жизнь детей. Исследования, проводимые в большинстве развитых стран, показали, что до 80% информации, получаемой детьми к 7 годам, они черпают из источников, не имеющих бумажных носителей. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольное учреждение.
Сегодня нам трудно представить образовательное учреждение, в котором не было бы ИКТ (информационных-коммуникационных технологий). Это обусловлено значительными переменами в системе дошкольного образования, обновлением научной, методической и материальной базы дошкольных учреждений.
С учетом современных требований к организации образовательного процесса поставила перед собой задачу: повысить качество формирования основ безопасности у дошкольников через активное внедрение информационных технологий.
Слайд 6
Прежде всего, использую информационные технологии :
• для повышения своей квалификации,
• как способ распространения своих методических идей,
• как нформационно-методическую поддержку в виде электронных ресурсов использую во время подготовки к занятиям по ОБЖ и ЗОЖ,
• для получения дополнительной информации,
• для изучения новых методик.
В этой связи активно пользуюсь различными образовательными и методическими интернет-порталами и сайтами:
Слайд 7
официальный сайт МЧС РБ, Национальный образовательный портал, Минский городской методический портал, сайт ГУО «МГИРО»,
Слайд 8
сайт Национальной библиотеки Беларуси, сайт научно-методического журнала «Пралеска», сайт газеты «Юный спасатель», детский сайт «Безопасное детство»,
Слайд 9
Методический портал «Все для детского сада», сайт детских электронных презентаций и клипов, сайт газеты «Дошкольное образование», сайт «Учебно-методический кабинет»
Слайд 10
методический портал «Фестиваль. 1 сентября», образовательный проект «Инфоурок», современный учительский портал
Слайд 11
Официально зарегистрирована на Международном образовательном портале «МААМ», где размещаю свои методические материалы, обмениваюсь опытом педагогической деятельности с коллегами.
Слайд 12
Одним из главных достоинств ИКТ является усиление наглядности. Хочу напомнить высказывание К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету».
Сейчас выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Использование компьютерных технологий при непосредственном обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности помогает мне :
• увеличить объём материала, сделать образовательный процесс более информационным, зрелищным;
• поддерживать внимание воспитанников на протяжении всего времени обучения;
• переключать восприятие детей с аудио- на визуальное, что способствует более полному ознакомлению с предметами и явлениями, повышает креативность ребенка, создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
• активизировать познавательный интерес воспитанников.
Материалы сайтов МЧС РБ, научно-методического журнала «Пралеска», газеты «Юный спасатель», «Безопасное детство» использую :
• при подборе иллюстрированного материала к занятиям, развлечениям, играм, другим видам деятельности детей;
• при оформлении стендов, буклетов;
• при создании презентаций.
Слайд 13
Применяя информационные технологии на занятиях по ОБЖ, соблюдаю следующие условия:
• создаю презентации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
• демонстрацию красочного материала чередую с беседой, другими методами и приемами;
• использую материал для определения степени усвоения материала и планирования работы на перспективу;
• тематику презентаций подбираю в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования и календарно-тематическим планом образовательной работы в группе.
Информационно-коммуникативные технологий в целях формирования основ безопасности жизнедеятельности использую как в специальной организованной деятельности с детьми, так и в нерегламентированной деятельности.
Наиболее часто занятия по ОБЖ я провожу с мультимедийной поддержкой, включая в презентацию следующие интерактивные материалы: фотографии, видеоролики, видеофрагменты сказок, мультфильмов, отрывки из электронных книг, электронные выставки. Применение таких презентаций позволяет использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. С применением презентаций провела занятия
Слайд 14
Итоговая беседа «Человек и его здоровье»,
Слайд 15
«Будь осторожен с электроприборами»,
Слайд 16
«Клуб знатоков безопасности и здоровья» и другие.
Слайд 17
Обучающие презентации использую на начальном этапе, когда необходимо «погрузить» ребёнка в предмет изучения. В материал включаю анимационные картинки сказочных героев, которые попадают в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети помогают им, а для этого отвечают на проблемные вопросы, выполняют игровые задания. Например «Проделки домовенка Кузи», «Крош и огонь»).
Слайд 18
Презентации – тренинги использую для закрепления полученных знаний. Например: «Назови правило безопасности», «Расскажи про опасную ситуацию», «Объясни ситуацию на дороге», «Найди опасный предмет».
Слайд 19
Учитывая интерес воспитанников к игре и сказке, я разработала ряд презентаций–тренингов, объединенных общим названием: «Поможем Буратино». Например: «Помоги Буратино подобрать головной убор», «Помоги Буратино решить, кто поступает правильно».
Обобщающие презентации использую на итоговых занятиях, призванных уточнить степень усвоение программного материала. В такие материалы включаю короткие видеофильмы.
В нерегламентированной деятельности информационные технологии использую для закрепления знаний детей по образовательной области «Ребенок и общество. Безопасность жизнедеятельности».
Слайд 20
Организую просмотр и анализ мультипликационных фильмов по теме, которые демонстрируют не только правила безопасности жизнедеятельности, но и примеры «неправильного» поведения ( например: «Капризка», «Нехочуха», «Мойдодыр» и другие).
Слайд 21
Мы смотрим не только готовые мультфильмы, но ещё и создаём их сами. Совместно с детьми придумали 4 сказки по ОБЖ «Медведь и печка», «При гномика Умейку», «Про зверят и мячик», «Сказка про иголочку». Я сделала анимационные фильмы по ним.
Слайд 22
Для расширения детских представлений об опасных природных явлениях и опасных ситуациях в окружающем мире использую слайд-шоу и мультимедийные фотоальбомы. Они дают возможность продемонстрировать ребенку последствия нарушений правил безопасности, которые в реальной жизни ребенок может не увидеть. Например: «Что надо знать об опасных природных явлениях», «Ловушки на дороге», «Опасный огонь».
Слайд 23
В совместной деятельность детей и взрослого использую :
• готовые обучающие серии «Уроки осторожности Тетушки Совы» с главным героем Непослухой. ( например: «Безопасность жизни на воде», «О безопасности игр во дворе»).
Слайд 24
• создала интерактивные компьютерные тест-игры для детей «Веселые клоуны». Они могут быть использованы для проведения мониторинга знаний детей по ОБЖ, а для ребенка это будет выглядеть как интересная игра.
Слайд 25
• Очень дети любят созданные презентации-загадки: «Отгадай, что загадала», «Кто с кем разговаривает по телефону», «Что понадобится для работы», «Какой номер набрать».
Слайд 26
• В рамках тематической недели «Республика Беларусь. Символика государства» детям был продемонстрирован видеоролик МЧС РБ, приуроченный к профессиональному празднику День спасателя Республики Беларусь 19 января.
Слайд 27
Самой распространенной формой нашей совместной деятельности с детьми являются дидактические игры, созданные при помощи информационных технологий.
Слайд 28
Большими помощниками для меня стали принтер, фотоаппарат и интернет.
• распечатанные на принтере раскраски, позволяют мне в свободной деятельности закрепить разученные правила;
Слайд 29
• лабиринты по ОБЖ использую для развития мелкой моторики рук;
Слайд 30
• использование электронных физкультминуток помогает снять накопившееся напряжение, создать положительный эмоциональный фон;
Слайд 31
В процессе работы создана картотека электронных дидактических и методических материалов,
в которую включены готовые презентаций, а также разработанные мной с помощью образовательных методических интернет-порталов и сайтов, о которых я говорила выше:
• Коллекция картинок на тему «Безопасность детей»
• Азбука безопасности в загадках
• Видеосказки (сочиненные детьми группы)
• Авторские обучающие презентации
• Коллекция презентаций к занятиям по ОБЖ
• Коллекция мультфильмов по ОБЖ
• Обучающее видео «Правила безопасности»
• Цикл видеоуроков «Уроки осторожности тетушки Совы»
• Развивающие дидактические игры с использованием мультимедийной презентации
• Лабиринты по ОБЖ
• Материалы для родителей (плакаты, интерактивная игра по ОБЖ «Кто хочет стать миллионером»)
• Материалы сайта МЧС РБ: Аудиасказки «Про Спасайку», видеоролики «МЧС предупреждает».
Слайд 32
С помощью информационных технологий в группе оформлены «Уголок здоровья», уголок «Моя безопасность», уголок пожарной безопасности,
Слайд 33
подготовлены материалы для родителей.
На перспективу поставила себе задачу: создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство посредством размещения материалов на сайте нашего дошкольного учреждения.
Слайд 34
Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Я считаю, что овладение современными информационными технологиями дает педагогам больше возможностей для реализации задач дошкольного образования, поднимает образовательный процесс на более высокий уровень, повышает качество дошкольного образования, позволяет педагогу совершенствоваться, двигаться вперед.