Елена Воронцова
Использование верботонального метода в обучении детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их интеллектуального, личностного и физического развития, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям является одним из важнейших направлений развития системы образования Российской Федерации.
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является образование и включение в социум детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что каждый вид нарушений психофизического развития имеет свои специфические особенности, для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. Именно по этой причине дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие трудности при обучении, в частности при изучении родного языка, чтении, выработке различных навыков и умений.
Публикация «Использование верботонального метода в обучении детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В современных условиях возникает потребность в специальных образовательных технологиях и средствах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем детском саду используется аппарат Верботон VT – 42, предназначенный для обеспечения процесса обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Верботональный метод – это метод полной реабилитации, который использует ресурсы тела обучающихся детей с ОВЗ. Большое место в нем уделяется игре для представления самых серьезных вещей, в том числе для конструирования личности ребенка и развития речи.
Верботональный метод считает ребенка с нарушениями слуха и речи способным с помощью слуховой реабилитации и специальных упражнений воспринимать частоты, несущие ритм и интонацию.
При работе с Верботоном, воспитанники воспринимают речь через вибратор, который стимулирует вестибулярные, тактильные и проприоцептивные ощущения, а также через наушники. Дети учатся воспроизводить нормальный ритм и интонацию речи (супрасегмент) и нормальное качество звука, имитируя телом движения и ритмические модели. Они развивают осмысленную речь, участвуя в созданных речевых ситуациях.
Моя цель при этом - помочь им развить хорошие речевые коммуникативные способности и интегрировать их в массовую систему обучения. Также необходимо подчеркнуть важность одновременного развития всех органов чувств, что не предлагает изолировать отдельный вид восприятия.
На 1 этапе при работе с Верботоном в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. На первых занятиях детям предлагаю послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь, что гудит? (машина).
1. Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться определить направление звучания.
2. Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
3. Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
На 2 этапе работы на всем протяжении учу дошкольников различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.
1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
3. Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснё тся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
4. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
В дальнейшем предполагается работа по постановке, автоматизации звуков, а также дальнейшему развитию фонематического восприятия. Также предполагается стимуляция детей к проговариванию слогов и слов.
В последние годы верботональный метод получает все большее распространение. Преимуществом является то, что Дети не учатся, а играют, но под незаметным управлением педагога. Действия педагога дают возможность поддерживать и активизировать голосовые реакции детей, соотносить с действием. В нашем МБДОУ используют отдельные технологии верботонального метода (фоноритмику, музыкальную стимуляцию).
Однако существуют определенные проблемы. Самая главная из них – почти нет адаптированной методической литературы по верботональному методу обучения детей с нарушением речи.
Список литературы:
Белущенко В. А., Наумова А. Е., Седова М. Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. С-Пб. : Каро, 2006
Гербова В. В., Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В. В. Гербова. М. : Синтез, 2007. 264 с
3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс, 2004. 48 с.
Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М. : Владос, 2003. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика. М. : Владос, 2004.