Анна Калачева
«Использование исследовательских технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Публикация «„Использование исследовательских технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все это привело к выводу о том, что необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Одним из перспективных методов является метод исследования.
Дидактический смысл исследовательской деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество. Исследуя объект с разных сторон, дети изучают все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Заинтересовавшись данной темой, изучив интерес детей нашей группы, мы решили организовать исследовательскую деятельность, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, на основе организации поисковой – исследовательской деятельности. Тема нашего исследования «Жизнь растения от семечка до семечка».
Разработали проект, творческое название которого «Жизнь семечка». В ходе проекта вспомнили сказку «Репка», инсценировали ее и решили с детьми тоже вырастить свой урожай. В самом начале нашей работы мы изучили внешний вид семян. Определили, какие растения мы будем выращивать на нашем огороде. Остановили свой выбор на огурцах и помидорах. Затем стали выяснять, а как нам посадить семена, что для этого необходимо. Приготовили почву, емкости для посадки, лейку с водой, инвентарь. Перед посадкой дети познакомились со свойствами почвы и ее внешним видом. Посадили семена и приготовили дневник наблюдений. И началась наша работа по уходу за растениями. Мы рыхлили почву, поливали, следили за тем, чтобы растениям хватало света. Сколько радости было на лицах детей, когда они увидели первые всходы. Проведя беседу о пользе витаминов и их нехватке ранней весной, решили посадить лук. Также завели дневник наблюдений. Вот такой у нас огород. Первые результаты нашего труда нашли отражение в аппликации. Рассмотрели растения, увидели, что появились первые два листочка и тоненький стебелек. Растения детям показались очень маленькими и беззащитными, что еще больше мотивировало их в уходе и выращиванию рассады. Каждое утро бежали они к подоконнику, чтобы проверить все ли в порядке с их питомцами. Когда появился третий лист, настал момент пикировки растений в большие емкости. Дети также с удовольствием следили и помогали в работе. Огурцы подвязали.
И вот появились первые цветочки, опять радость, опять открытие. Пришло время высаживать рассаду в открытый грунт. Мы высадили огурцы и помидоры, а также посадили горох, петрушку и укроп. Снова ухаживали за нашими растениями. И вот что у нас получилось.
В ходе проекта познакомили детей с особенностями выращивания рассады, полным циклом жизни растения. С детьми мы не только занимались выращиванием растений, но и проводили дидактические, подвижные игры, беседы, игровые занятия, читали различную художественную литературу соответствующую данной теме. В результате нашей работы мы помогли детям:
- Выяснить, что нужно растениям для роста и развития. Определить способы выращивания. Научились сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия.
- Появился интерес к росту и развитию растений.
- Смогли обогатить, расширить и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.
- Развить связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
- Развить творческие способности через продуктивную деятельность.
- Воспитать любознательность и наблюдательность.
Вот такое количество задач можно решить с помощью исследовательской деятельности.