Получи документы

Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»

ирина шабаркина
Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 12 «Берёзка»

Проект

«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Шабаркина Ирина Юрьевна, воспитатель.

Содержание

Введение…. 3-4

Цель и задачи проекта…. 4

Методическое сопровождение проекта и его задачи….5

Этапы решения задач….5

Публикация «Проект „Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Организация взаимодействия участников проекта…5

Сроки реализации….6

Этапы проектирования и проектные мероприятия…6

Ожидаемые результаты…. 8

Критерии оценивания результативности проекта…. 9

Ресурсная база….9

Риск проекта и способы их преодоления…9

Заключение….10

Список литературы…11

Введение.

Учить ребёнка рассказывать-это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

В сентябре 2010г была проведена диагностика, в том числе и по речевому развитию детей. Которая показала, что дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс мы использовали метод мнемотехники.

Мнемотехника- в переводе с греческого-«Искусство запоминания».

Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем-моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов при составлении описательных и творческих рассказов. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети справились с предметной моделью, то задание усложняется; дается предметно-схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даётся схематическая мнемотаблица.

Занятие состоит из нескольких этапов.

1 этап: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа.

Опорой на образы, то есть происходит обработка метода запоминания. Работа с мнемотаблицами требует определённой предварительной работы как от педагога, так и от детей :

1. Наработка словаря (существительное, прилагательное, глагол).

2. Раздаточный материал.

3. Обсуждение с детьми проведённых наблюдений за явлениями природы.

Причины данной проблемы.

1. Недостаточный круг знаний об окружающем мире, небогатый у детей словарный запас.

2. Данный вопрос у родителей не считается важным.

Цель проекта.

Разобрать систему работы по обучению рассказыванию детей 3-4 лет с использованием метода мнемотехники.

Задачи:

Создать оптимальные условия для речевого развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями.

Методическое сопровождение и его задачи.

-Оказание практической помощи детям и родителям.

-Оценка состояний происходящих изменений.

Этапы решения.

1. Изучение теории и практики по выявленной проблеме.

2. Разработка системы мероприятий.

3. Создание благоприятных условий для реализации мероприятий.

4. Отслеживание и обобщение результатов проекта.

Организация взаимодействия участников проекта.

Главными участниками проекта являются дети, воспитатели данной группы и родители. Взаимодействие проводится в форме занятий, целевых прогулок, выпуск наглядной информации, консультаций.

Сроки реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на один год : с сентября 2010 года по май 2011 года.

Этапы проектирования и проектные мероприятия.

сроки Формы работы с детьми Мероприятия Участники

Сентябрь октябрь ноябрь Занятие Составление рассказа «Осень» с использованием мнемотаблицы Воспитатель, дети.

чтение Потешка: «Котик, коток». Сказка «Волк и козлята». Стихи «Осень наступила». Рассказы Пришвин «Листопад». Воспитатель, дети.

Дидактические и развивающие игры Дидактические игры «Найди в букете такой же листочек», «Найди о чём расскажу», «Узнай и позови», «Угадай чего не хватает», «Что есть у животного». Воспитатель, дети.

Физкультурно-оздоровительная деятельность Подвижные игры «Солнышко и дождик», «1-2-3-к дереву (берёза) беги, «Мы осенние листочки», «Огород». Игра-тренинг «Грустный дождик». Воспитатель, дети.

Экскурсия Рассматривание клумбы, целевая прогулка на огород. Воспитатель, дети.

Беседа Что ты знаешь о листопаде и времени года «Осень». Воспитатель, дети.

Продуктивная деятельность Лепка «Тарелочка с яблоками». Рисование «Консервируем фрукты и овощи» Воспитатель, дети.

Развлечение Концерт «Осень разноцветная». Игра-драматизация «Весёлые овощи».

Воспитатель, дети.

Декабрь январь февраль Работа с родителями. Консультация Развитие интереса у детей к народному творчеству. Воспитатель, дети.

Занятие Составление рассказа «О зиме» с использованием мнемотаблицы. Составление рассказа «Про любимого котёнка». Составление описательного рассказа «Вырастала ёлка» Воспитатель, дети.

Чтение Закличка: «Ух, ты зимушка зима». Сказка В. Берестов «Снегопад». Потешка «Кисонька, Мурысонька». Стихи В. Берестов «Котёнок». Воспитатель, дети.

Дидактические и развивающие игры «Когда это бывает?», «Что лишнее?», игра «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Что больше?», «Угадай, чего не хватает?». Воспитатель, дети.

Физкультурно-оздоровительная деятельность Подвижные игры: «Поезд», «Прятки игрушек», «Догони мяч», «Дети в лесу», «Кот и мыши», «Кто разбудил медведя», «Выпал беленький снежок», «дед Мороз красный нос», «Снежинки и ветер». Игра-тренинг «Грустная кошка». Воспитатель, дети.

Экскурсия В мини лес. Целевая прогулка к ели. Воспитатель, дети.

Беседа Что ты знаешь о снеге, о времени года «Зима». Воспитатель, дети.

Продуктивная деятельность Лепка: «Новогодние подарки для лесных зверей». Коллективная аппликация из мятой бумаги «Снег идет». Рисование «Ёлочка- зелёная иголочка». Воспитатель, дети.

Развлечение Инсценировка стихотворения А. Барто «Тихо, тихо снег идёт». Воспитатель, дети.

Работа с родителями Домашняя игротека Воспитатель.

Занятие Составление рассказа «Моя любимая мама». Рассказывание сказки «Рукавичка» с использованием мнемотаблицы. Воспитатель, дети.

Чтение Закличка «Весна, весна красна». Потешки «Тили- бом». Сказки: «Петушок и лиса», «Гуси-лебеди». Стихи: «Весенняя сказка», «Муха-Цокотуха. Рассказы «Храбрый ёжик». Воспитатель, дети.

Март апрель Дидактические и развивающие игры Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Где спряталась матрёшка», «Одуванчик», «Отгадай-ка», «Лото», «Где спряталась?», «Разрезные картинки». Игры с солнечным «зайчиком». Воспитатель, дети.

Физкультурно-оздоровительная деятельность Подвижные игры: «Воробушки», «Мы весёлые ребята», «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик». Игра-тренинг «Ручеёк». Воспитатель, дети

Экскурсия Целевая прогулка к яблоне. Целевая прогулка по участку. Воспитатель, дети.

Беседа Расскажи зайке Степашке, что такое весна? Воспитатель, дети.

Продуктивная деятельность Лепка: «Посуда для медведей». Рисование: «Коврик для мишутки». Аппликация: «Красивый цветок». Воспитатель, дети.

Развлечение Инсценировка р. н. с. «Теремок». Музыкальный праздник «Весна пришла». Воспитатель, дети

Работа с родителями «Игры направленные на развитие речи детей». Памятка родителям. Воспитатель.

Аналитико-диагностический этап.

Май Диагностика Воспитатель и дети

Ожидаемые результаты

детей появилось желание пересказывать рассказы, сказки-как на занятии, так и в повседневной жизни.

-Расширился круг знаний об окружающем мире.

-Активизировался словарный запас.

-Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Критерии оценивания результативности проекта

1. Уровень заинтересованности и участия родителей в реализации проекта.

2. Повышение уровня речевого развития детей данной группы.

3. Уровень востребованности данного материала педагогами.

Ресурсная база проекта

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

3. Опора на взаимодействии с родителями.

4. Сформировать развивающего пространства.

Возможные риски проекта и способы их преодоления.

Возможные риски Способы преодоления

1. Недостаточное оснащение группы наглядными пособиями.

2. Недостаточная заинтересованность родителей.

3. Небольшой круг знаний детей об окружающим мире. 1. Пополнение группы пособиями (мнемотаблицами).

2. Организация индивидуальных и коллективных консультаций, игротек, разработка рекомендаций.

3. Обогащение детей знаниями через занятия, игры, беседы, Целевые прогулки.

Заключение.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.

Список литературы:

1. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказывание детей дошкольного возраста» 2009г.

2. Большева Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» 2001г.

3. Михайлова З. А. «Детство-пресс» 2000г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 2008г.

Публикации по теме:

Использование игр с лечебным воздействием в оздровлении детей младшего дошкольного возраста Что может быть хуже, того, когда ваш малыш заболел? Мы подобрали серию адаптированных, измененных в виде игры упражнений по оздоровлению.

Использование метода мнемотехники с учетом требований ФГОС Мнемотехнические приемы и способы я использую во всех образовательных областях на совместной деятельности, с учетом интеграции и требований.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 1. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для.

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Моделирование - это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению.

Использование метода моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами.

Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.

Использование моделей в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривалось как приоритетное направление, поскольку язык – основное средство.

Использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста приёмам рисования Около года мы работаем над темой: «Использование нетрадиционных техник в обучении детей приемам рисования. Нетрадиционные техники рисования-это.

Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Использование театрализованных игр и упражнений в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Презентация. 1 слайд Речь является.

Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 14:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем ирина шабаркина (УИ 294261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД