Лиана Панкратова
Использование игр с крупами в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко наряду с речевыми нарушениями проявляются вторичные отклонения в развитии. Для детей с общим недоразвитием речи характерно : низкая концентрация внимания; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; ограниченные возможности познавательной деятельности; несформированность наглядно-образного и словесно-логического мышления; отставание в развитии моторной функции (общей, мелкой и артикуляционной).
Публикация «Использование игр с крупами в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
- Крупы. Поделки из круп
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Особенности формирования речевой, сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы обуславливают выбор методических приёмов коррекционно-развивающей работы. В образовательном процессе наряду с традиционными педагогическими методами мною используются и игры с крупами. Данные игры направленны на развитие у детей с ОНР:
- познавательной и творческой активности;
- расширение, уточнение и активизация словаря;
- мелкой моторики и тактильного восприятия;
- концентрации и переключения внимания;
- фантазии и воображения;
- умения ориентироваться на плоскости.
В состав групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) попадают дети со сложной структурой дефекта, у которых общее недоразвитие речи сочетается с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Игры с крупами помогают снять у таких детей излишнее нервное напряжение, так как дают успокоительный эффект.
Приступая к играм с крупами, детям объясняются правила безопасности: не надо брать в рот и есть сырые, не сваренные крупы и макароны, нехорошо совать крупинки в нос, уши, так как можно нанести вред своему организму. Все игры проходят под контролем педагогов группы. Некоторые крупы предварительно промываются и высушиваются, чтобы удалить с них пыль и уменьшить риск возникновения аллергических реакций у детей.
Сенсорное познание способствует расширению, уточнению и активизации словаря. Во время знакомства с разнообразием круп, лексика детей обогащается такими словами как: твёрдый, мелкий, крупный, гладкий, шершавый, светлый, тёмный, круглый, вытянутый. Совершенствуется умение образовывать и употреблять в речи существительные с суффиксами единичности: крупинка, горошинка, фасолинка, рисинка.
Определяя, как звучит в картонной коробочке (или коробочке от киндер сюрприза) та или иная крупа, мы развиваем фонематический слух. На начальном этапе, дети сами могут положить крупинки в коробочку. Игра усложняется, если дети определяют крупу, не зная какая именно, крупа лежит в коробке. В данном случае дети ориентируются на силу звука: если звук громкий, звонкий - крупинки большие, крупные, если звук тише и более глухой - крупинки мелкие. Увеличивается и количество коробочек с крупами.
На подносе, в котором насыпана манка, можно рисовать лабиринты, картинки, делать отпечатки своих ладоней. В образовательной деятельности по обучению грамоте подносы с манкой используются для письма букв и слов. При выполнении звукового анализа и синтеза зарисовывается схема слова. Детям демонстрируются условные обозначения гласных, мягких и твёрдых согласных. Например: треугольник – это гласные звуки, квадрат – твёрдые согласные звуки, круг – мягкие согласные звуки. Дети составляют звуковую схему слова, под схемой пишут это слово. Такой приём используется до печатания букв и слов в тетрадях. Положительный момент в том, что если ребёнок ошибся, достаточно слегка стряхнуть поднос, чтобы буква или слово «рассыпались» - можно писать снова. Также можно использовать игру «Волшебный квадрат». Дети рисуют две вертикальные и две горизонтальные линии на манке, разделяя плоскость подноса на 9 квадратов. По заданию педагога дети пишут букву «К» в левом верхнем углу, букву «И» - в середине. Таким образом, заполняются все квадраты. Затем дети читают слова, которые получились по вертикали, по горизонтали, по диагонали.
Сортировка макарон, круп, семян развивает концентрацию и переключение внимания, точность движений пальцев рук, усидчивость.
Игры с пальчиковым бассейном (ёмкость прямоугольной формы, наполненная различными крупами) совершенствуют тактильное восприятие, осуществляют естественный массаж кистей рук ребёнка. Данные игры формируют умение ориентироваться на плоскости. Дети на ощупь находят определённую игрушку, букву, геометрическую фигуру. При этом они ориентируются на указанное педагогом местоположение: «Найди букву в середине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, и т. д.»
Дети с удовольствием выкладывают буквы, используя фасоль, чечевицу, горох. Развиваются творческие задатки, воображение при изготовлении «картин» из круп и макарон различных видов. Дети узнают, что можно сделать поделку из необычных материалов. На картон наклеивается ровным слоем пластилин, затем зубочисткой прорисовываются контуры предметов. По контуру крепятся макароны или крупа, по выбору ребёнка. Получаются замечательные и разнообразные поделки.
Игры с крупами - это увлекательное времяпровождение, которое приносит детям радость. А в рамках коррекционно-развивающих задач – это эффективный методический приём, стимулирующий познавательно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
Панкратова Л. В. учитель-логопед
МБУ детский сад №200 "Волшебный башмачок"
г. о. Тольятти