Лидия Шадрина
Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития. Современный ребёнок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагая свои мысли, легко строить развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет до четырёх тысяч слов.
Публикация «Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Наиболее распространено Общее Недоразвитие Речи (ОНР)– системное нарушение всех компонентов речи : звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи.
Вашему вниманию предлагаю речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь — это образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.
1. Упражнение на развитие фонематического слуха «Исправляй-ка».
Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
2. Упражнение на образование форм единственного и множественного числа «Один - много».
Назвать предмет в единственном числе и попросить ребёнка образовать форму множественного числа и наоборот.
3. Упражнение на развитие связной речи и обогащение словарного запаса «Дополни предложение».
Предложите ребёнку дополнить предложение по смыслу, например «Девочка играет. Маленькая девочка играет. Маленькая девочка играет с мячом. Маленькая девочка играет с мячом во дворе».
4. Упражнение на развитие связной речи и памяти «Будь внимателен».
При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка пересказать сюжет. Если он затрудняется, то задавайте наводящие вопросы.
5. Упражнение на словообразование «Какой сок приготовили».
Попросить ребенка назвать фрукты и овощи, которые есть дома, и какой сок из них получится «лимон – лимонный, морковь – морковный и т. д.»
6. Упражнение на звукопроизношение «Скороговорки»
Лёня лез по лесенке,
Срывал Лёня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Лёня с лесенки.
ра – ра – ра – высокая гора
ря – ря – ря – синие моря
ру – ру – ру – коза грызёт кору
рю – рю – рю – репу я варю
7. Упражнение на развитие фонематического слуха «Стоп-игра».
Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.