Алла Грацкая
Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: Грацкая Алла Анатольевна, Грацкая Анна Валерьевна, Плытникова Ольга Анатольевна.
Актуальность
На сегодняшний день дети с общим недоразвитием речи составляют одну из многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями. Нарушение речи является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Характерно ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес.
Публикация «Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, обучение конструированию.
Этапы работы:
1. Постановка цели;
2. Поиск форм реализации работы;
3. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики работы;
4. Организация предметно-развивающей, познавательной среды;
5. Организация совместной деятельности (педагоги + дети + родители в практической, творческой деятельности).
Цель авторской работы: создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность; развитие познавательных и психических процессов, развитие фонематического слуха, автоматизация звуков в словах, в слогах, обучение чтению; развитие коммуникативных навыков; снижение психофизического напряжения и актуализация эмоций.
Принципы реализации авторской работы:
1) Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход;
2) «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур ит. д. ;
3) Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Новизна авторской работы: придумывание сказок на песке.
Первый этап. Воспитатель вводит детей в игровую среду, обещает необыкновенные приключения и испытания.
Второй этап. Знакомство с героями.
Дети прослушивают начало сказки. Строят сказочные дворцы и замки, моря, реки, заселяют их различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и т. д.)
Третий этап. Моделирование конфликта, трудностей.
Детям зачитывается продолжение истории, в котором появляются силы зла, которые хотят разрушить созданный на песке мир.
Четвертый этап. Выбор помощи.
Ребенку дается установка: «Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны.
Пятый этап. Борьба и победа. Каждый ребенок выступает под маской наиболее близкого ему персонажа (мудреца, рыцаря, феи, волшебника).
Шестой этап. Продолжение игры, когда происходит празднование победы.
Предполагаемый результат:
1) стабилизация эмоционального состояния детей;
2) способствует развитию познавательных способностей,тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
3) личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
4) формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
5) cсовершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
6) приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Диагностики (индивидуальная и групповая форма).
В индивидуальной форме мы диагностировали:
1) наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения);
2) способы преодоления трудностей;
3) уровень развития эмоциональной сферы.
В групповой форме мы диагностировали:
1) характер взаимодействия в группе;
2) распределение ролей в группе;
3) стиль поведения каждого участника в группе.
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
- Просветительская работа с родителями в форме лекций, круглых столов;
- Привлечение родителей к изготовлению игрового материала для работы с песком;
- Деловая игра “Ребенок, играющий в песок”;
- Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
- Индивидуальная консультативная работа;
- Родительское собрание с показом практической работы с детьми.
В результате использования игр с песком мы наблюдали положительные изменения.
У детей :
- значительно повысился общий эмоциональный фон;
- снизился уровень тревожности;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
У родителей:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;
- активно применяют практические умения и навыки игры с песком;
- повышается психолого-педагогическая культура;
У педагогов:
В результате реализации данной авторской работы педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.
Результаты и выводы.
Игры с песком развивают у детей координацию движений и новые для него тактильные ощущения, формируется и совершенствуется мелкая моторика пальцев, а наработка мелкой моторики кистей способствует развитию интеллекта. Развивают воображение и логическое мышление, закладывают основы упорства и стремления к достижению результата, это хорошие уроки терпения и усидчивости.
Игры с песком дают прекрасную возможность ребенку получить навыки общения со сверстниками. Где как не в песочнице ребенок получит азы поведения в социуме и понятий «свое» и «чужое».
Во время игры с песком ребенок получает первые уроки естествознания: дать ему почувствовать мельчайшие частички песка на ощупь, рассмотреть песок и удивиться, что песчинки бывают разные. Такие понятия как форма, вес, объем - тоже маленькие открытия в песочнице.
Таким образом, организация игр с песком - мощный стимул для развития важнейших черт личности детей : самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности. Усиливается желание ребенка узнавать, что- то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.