Лучший педагог года

Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи

Алла Грацкая
Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы проекта: Грацкая Алла Анатольевна, Грацкая Анна Валерьевна, Плытникова Ольга Анатольевна.

Актуальность

На сегодняшний день дети с общим недоразвитием речи составляют одну из многочисленных групп среди детей с особыми образовательными потребностями. Нарушение речи является основной в сложной структуре нарушений их интеллектуального развития. Характерно ярко выраженные эмоциональные нарушения, повышенная возбудимость, гнев, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроения, чувство страха, повышенная тревожность. Отсутствие или слабо выраженный познавательный интерес.

Публикация «Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы педагоги, можем использовать игры с песком в процессе специальных занятий, целью которых является математическое развитие, обучение конструированию.

Этапы работы:

1. Постановка цели;

2. Поиск форм реализации работы;

3. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики работы;

4. Организация предметно-развивающей, познавательной среды;

5. Организация совместной деятельности (педагоги + дети + родители в практической, творческой деятельности).

Цель авторской работы: создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность; развитие познавательных и психических процессов, развитие фонематического слуха, автоматизация звуков в словах, в слогах, обучение чтению; развитие коммуникативных навыков; снижение психофизического напряжения и актуализация эмоций.

Принципы реализации авторской работы:

1) Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход;

2) «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур ит. д. ;

3) Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Новизна авторской работы: придумывание сказок на песке.

Первый этап. Воспитатель вводит детей в игровую среду, обещает необыкновенные приключения и испытания.

Второй этап. Знакомство с героями.

Дети прослушивают начало сказки. Строят сказочные дворцы и замки, моря, реки, заселяют их различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и т. д.)

Третий этап. Моделирование конфликта, трудностей.

Детям зачитывается продолжение истории, в котором появляются силы зла, которые хотят разрушить созданный на песке мир.

Четвертый этап. Выбор помощи.

Ребенку дается установка: «Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны.

Пятый этап. Борьба и победа. Каждый ребенок выступает под маской наиболее близкого ему персонажа (мудреца, рыцаря, феи, волшебника).

Шестой этап. Продолжение игры, когда происходит празднование победы.

Предполагаемый результат:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) способствует развитию познавательных способностей,тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

3) личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

4) формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

5) cсовершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

6) приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Диагностики (индивидуальная и групповая форма).

В индивидуальной форме мы диагностировали:

1) наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения);

2) способы преодоления трудностей;

3) уровень развития эмоциональной сферы.

В групповой форме мы диагностировали:

1) характер взаимодействия в группе;

2) распределение ролей в группе;

3) стиль поведения каждого участника в группе.

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

- Просветительская работа с родителями в форме лекций, круглых столов;

- Привлечение родителей к изготовлению игрового материала для работы с песком;

- Деловая игра “Ребенок, играющий в песок”;

- Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

- Индивидуальная консультативная работа;

- Родительское собрание с показом практической работы с детьми.

В результате использования игр с песком мы наблюдали положительные изменения.

У детей :

- значительно повысился общий эмоциональный фон;

- снизился уровень тревожности;

- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

У родителей:

- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;

- активно применяют практические умения и навыки игры с песком;

- повышается психолого-педагогическая культура;

У педагогов:

В результате реализации данной авторской работы педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.

Результаты и выводы.

Игры с песком развивают у детей координацию движений и новые для него тактильные ощущения, формируется и совершенствуется мелкая моторика пальцев, а наработка мелкой моторики кистей способствует развитию интеллекта. Развивают воображение и логическое мышление, закладывают основы упорства и стремления к достижению результата, это хорошие уроки терпения и усидчивости.

Игры с песком дают прекрасную возможность ребенку получить навыки общения со сверстниками. Где как не в песочнице ребенок получит азы поведения в социуме и понятий «свое» и «чужое».

Во время игры с песком ребенок получает первые уроки естествознания: дать ему почувствовать мельчайшие частички песка на ощупь, рассмотреть песок и удивиться, что песчинки бывают разные. Такие понятия как форма, вес, объем - тоже маленькие открытия в песочнице.

Таким образом, организация игр с песком - мощный стимул для развития важнейших черт личности детей : самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности. Усиливается желание ребенка узнавать, что- то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Песок, как вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 марта 2015 в 12:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Алла Грацкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД