Анна Затомская
Применение здоровьесберегающих технологий в логокоррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Овчинникова Е. В., учитель-логопед;
Затомская А. Б., учитель-логопед
НДОУ «Детский сад №196 ОАО «РЖД», г. Красноярск.
Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ставит перед нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В связи с этим в настоящее время все более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преодоление нарушений познавательных процессов у дошкольников с речевым недоразвитием.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Логопедия. Работа логопеда
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида, которое предназначено для детей с перинатальным поражением центральной нервной системы и специализируется на коррекционной работе с детьми с ОВЗ : дети со сложными дефектами развития, с сочетанной патологией, инвалиды, с задержкой психического развития, умственной отсталостью легкой степени и дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Согласно коллегиальным заключениям ПМПК, кроме ОНР, у 30 % детей отмечается уровень познавательной деятельности, недостаточный для данного возраста. ОНР у значительной части детей сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Указанные особенности в развитии таких детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной коррекционной работы. Поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей. В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты :
1. Для преодоления речевых нарушений у детей с ОНР активно используется компьютерная программа «Комфорт-ЛОГО», основанная на принципе биологической обратной связи. Это своеобразный компьютерный тренажёр, который обеспечивает: обучение речевому, диафрагмальному дыханию, как методу саморегуляции и способу коррекции эмоциональных и функциональных состояний; уменьшение усталости и оптимизации темпа речи за счёт направленного снижения тонуса соответствующих групп мышц; отработку звукопроизношения при оптимизации дыхательной функции, плавности речи, её слитности, коррекцию темпо – ритмической стороны речи; эффективную коррекцию расстройств в психоэмоциональной сфере, обусловленных различными общеневротическими и логоневротическими нарушениями; обучение психоэмоциональному расслаблению.
Обучение проводится в ходе практических тренинговых занятий-сеансов и придерживается следующих принципов: фазы работы обязательно сменяются фазами отдыха, общая продолжительность сеанса не превышает возрастных норм длительности работы за компьютером, учитываются возрастные и индивидуальные возможности детей, при переходе от одного вида тренинга к другому соблюдается принцип «от простого к сложному».
В целом, использование системы «Комфорт ЛОГО» позволяет обучить детей навыкам поддержания физического и психического здоровья, снизить стрессовые воздействия при интенсивных интеллектуальных нагрузках, отработать правильное звукопроизношение при оптимизации дыхательной функции, сохранить потенциал развития личности ребенка.
2. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику рук. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляются движение кисти руки, двигательные упражнения соединяются с рифмованными стихотворениями, например : «Кошка»
На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка
( движения или статическая поза рук: соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Движения или статическая поза губ и языка: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.)
Кошка глазки закрывает, Кошка спинку выгибает.
( движения или статическая поза рук: соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. Движения или статическая поза губ и языка: выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы).
Используя в своей работе данную технологию, мы пришли к выводу, что она значительно улучшает моторные возможности ребенка, оптимизирует психологическую базу речи, позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
3. Одним из наиболее результативных методов в коррекционной работе является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходит на уровне спинного мозга. Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий. В своей работе применяем такие упражнения, как: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка». Например :
«Зайчик – кольцо» Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Прыгнул заинька с крылечка, и в траве нашел колечко.
А колечко непростое — блестит, словно золотое.
Широко используя в своей практике приемы кинезиологии, мы заметили, что у детей-логопатов значительно улучшилась зрительно-моторная координация, улучшились память, внимание, речь, мелкая и крупная моторика, снизилась утомляемость, ушло излишнее напряжение.
4. Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышщ и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж] :
Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого
С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?
Су-джок терапия проводится поэтапно.
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
5. Логопедическая ритмика является одним из эффективных средств коррекционного воздействия на обучение детей с речевой патологией. Логоритмика используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими; способствует развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласованию движения и речи. Логопеды в своей работе используют либо отдельные упражнения и игры, либо проводится комплексное логоритмическое занятие.
Отдельные упражнения и игры: «Куда?» (работа над интонацией).
Куда? (резко вверх) Остановитесь! (Стоп! – закрутка).
Куда? Куда? Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе).
Не смейте убегать! (естественное движение).
«Говорим вместе» (работа над темпом речи)
По лестнице вверх тихо иду.
С лестницы вниз быстро бегу.
(Дети представляют, как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг).
Таким образом, инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., 2010.
2. Вовк О. Н. Адаптивная саморегуляция дыхания, артикуляции, голосообразования, речи, поведения и психоэмоционального состояния человека по кардиореспираторным параметрам / О. Н. Вовк // НПФ «АМАЛТЕЯ» СПб., 2012.
3. Сысуева О. И. Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей / О. И. Сысуева // Дошкольная педагогика. - 2015. - №1. – С. 65-68.
4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. 2010. №1. С. 36-38.
5. Крупенчук О. И. Интерактивная артикуляционная гимнастика/ О. И. Крупенчук // Издательский дом ЛИТЕРА. - 2014.
6. Кувшинова И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И. А. Кувшинова-М:2009. (библиотека журнала «Логопед».вып. 6)
7. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».